— Георгий Петрович, после аварии на ЧАЭС прошло уже почти три десятка лет. Настолько вопросы, связанные с этой трагедией, остаются злободневными для Белоруссии?
— Сегодня, спустя двадцать семь лет после аварии на ЧАЭС, нельзя думать о ней, как о событии, ушедшем в прошлое. Эта катастрофа продолжает оказывать отрицательное воздействие на все стороны жизнедеятельности республики и здоровье людей.
За прошедшие с момента трагических событий на Чернобыльской АЭС 27 лет Республика Беларусь приобрела вынужденный опыт жизни и работы в условиях долговременного радиоактивного загрязнения. Последствия же для Белоруссии от катастрофы оказались очень тяжелыми: пострадали 56 районов республики, 3600 населенных пунктов с населением около 2,5 млн. человек, включая 1,5 млн. детей; в 1986 г. было эвакуировано 24,7 тыс. жителей из 107 населенных пунктов Брагинского, Хойникского, Наровлянского районов Гомельской области; всего же отселено 137,7 тыс. человек из 471 населенного пункта. Помимо этого произошла полная либо частичная потеря сельскохозяйственных угодий и природных ископаемых, а также утрата производственных мощностей на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Суммарный ущерб, нанесенный Республике Беларусь в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, за период до 2015 года составит 235 млрд. долларов США или 32 государственных бюджета республики 1989 года. В структуре ущерба, нанесенного катастрофой, дополнительные затраты, связанные с поддержанием работоспособности производства и осуществлением защитных мер составляют порядка 191,7 млрд. дол. США прямые и косвенные потери – 29,6 млрд. дол. США, упущенная выгода – 13,7 млрд. дол. США.
— Как Республика Беларусь справляется с этим сложными проблемами?
— Преодоление последствий чернобыльской катастрофы стало задачей государственной значимости для Республики Беларусь. Вопросы жизнедеятельности населения на пострадавших территориях находятся в центре внимания законодательной и исполнительной власти, белорусского президента.
Специальные функции в области ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС выполняет Департамент по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Белоруссии, который осуществляет исполнительную и регулирующую роль в области ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, осуществляет государственный надзор в области охраны и использования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, контролирует исполнение соответствующего законодательства, следит за целевым использованием выделенных бюджетных средств.
В ведении Департамента находится ряд специализированных организаций и учреждений. В первую очередь, это администрации зон отчуждения и отселения, которые обеспечивают соблюдение правового режима, производят учет строений и сооружений, контролируют состояния кладбищ и памятников на подотчетных им территориях; уведомляют население, проживающее в зоне, об уровнях загрязнения и требованиях радиационной безопасности; организуют рейды по выявлению нарушений требований правового режима, фактов браконьерства.
В подчинении Департамента находится Полесский государственный радиационный заповедник, который проводит постоянную работу по предотвращению переноса радионуклидов на прилегающие территории; отслеживает радиационно-экологическое состояние окружающей среды; осуществляет мероприятия по защите от пожаров и охране территории от несанкционированного проникновения; производит посадку леса на территориях, подверженных ветровой и водной эрозии; ведет научные исследования по оценке влияния радиоактивного загрязнения на раститель¬ный и животный мир.
В рамках Департамента также ведут свою работу Институт радиологии (Гомель) с филиалами в Минске, Могилеве и Пинске, специализированные предприятия «Белинвесткомплект» с филиалом в Мозыре (проектирование и строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственности), «Полесье» и «Радон» (захоронение и дезактивация отходов), а также многофункциональный лечебно-оздоровительный комплекс «Ждановичи».
Вся практическая работа по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС проводится в рамках соответствующих государственных программ Республики Беларусь; программ Союзного государства и проектов в области международного сотрудничества.
— Расскажите об этом более подробно.
— За 1991-2010 годы выполнены 4 государственные «чернобыльские» программы, на которые было выделено 19,4 млрд. долларов США. При их осуществлении первостепенное значение придавалось защитным мероприятиям, в трех первых программах значительные капитальные вложения были направлены на переселение жителей пострадавших районов на «чистые» территории. Спустя 27 лет можно с полным основанием сказать, что избранный программно-целевой подход при преодолении последствий аварии показал свою эффективность.
В настоящее время выполняется Государственная программа на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, в которой при сохранении адресных защитных мероприятий главенство отдается переходу от реабилитации пострадавших территорий к их устойчивому социально-экономическому развитию. Программа предусматривает также выполнение специальных проектов развития пострадавших районов (76 разноплановых спецпроектов). О направленности данной программы позволяет судить распределение средств, выделенных на ее реализацию (данные за 2012 г.):
47,3% – социальная защита, медицинское обеспечение и оздоровление пострадавшего населения;
36,0% – социально-экономическое развитие пострадавших регионов;
16,1% – радиационная защита и адресное применение защитных мер;
0,6% – научное обеспечение и совершенствование информационной работы.
В рамках Союзного государства с 1998 по 2010 годы были выполнены 3 «чернобыльские» программы, которые дополняли белорусские государственные программы и позволили совместно решать общие задачи. Объем их финансирования составил более 80 млн. долл. США. В ходе их выполнения были направлены значительные капитальные вложения в строительство, а также произведено оснащение самым современным оборудованием ряда медицинских объектов (РНПЦ радиационной медицины и экологии человека, Гродненский завод медпрепаратов и др.).
Что касается международного сотрудничества, то оно также успешно развивается. Выполнены:
— международная Программа «Сотрудничество для реабилитации условий жизни в пострадавших от чернобыльской катастрофы районах Белоруссии» (CORE, 2003-2008 гг.) на сумму 4,3 миллиона евро;
— проект ПРООН «Территориально-ориентированное развитие регионов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС» – более 1,5 млн. евро;
— совместный с французскими партнерами проект COREX «Многосторонний подход к международному обмену опытом Программы CORE».
Осуществлена также безвозмездная поставка медицинского оборудования и вычислительной техники из Китая на сумму более 2,5 млн. долларов США.
— А как обстоят дела по части сохранения здоровья у населения из пострадавших районов?
— В 2009 году вступил в силу Закон Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий». В то же время с 1993 года действует Государственный регистр граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. За время существования регистра в него внесены данные о более чем 1 млн. 700 тыс. человек, в том числе о более чем 360 тыс. детей и подростков.
Основой системы медицинского обслуживания является диспансеризация, обеспечивающая раннее выявление заболеваний и своевременное лечение. Под постоянным медицинским наблюдением в республике находится более 1 млн. 400 тыс. человек, пострадавших от катастрофы, среди которых более 212 тыс. детей.
Важной составляющей в сохранении здоровья является санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан. Право на бесплатное лечение или оздоровление имеют более 170 тыс. человек, в том числе 165 тыс. детей и подростков.
Для санаторно-курортного лечения и оздоровления пострадавших детей в республике создана сеть специализированных организаций – детских реабилитационно-оздоровительных центров, где имеются все условия для лечения и оздоровления, учебно-воспитательного процесса, социально-психологической реабилитации и досуга детей. Ежегодно увеличивается охват детей, направляемых на санаторно-курортное лечение и оздоровление за счет государственного бюджета. Организовано бесплатное питание в школах. Право на него имеют и получают более 127 тыс. школьников.
За последние пять лет построено и введено в эксплуатацию 434 медицинских объекта. В их числе лечебный корпус Гомельского областного онкологического диспансера, центральная районная больница в городе Ветка, радиологический корпус Могилевского областного онкологического диспансера и другие.
В рамках президентской подпрограммы «Дети Чернобыля» введены в эксплуатацию несколько объектов образования, в том числе реконструирован Гомельский лицей МЧС. Завершено строительство крупных объектов в детских реабилитационно-оздоровительных центрах «Ждановичи», «Ветразь», «Лесная поляна», «Сидельники» и др.
— В результате аварии на ЧАЭС значительные площади сельскохозяйственных земель оказались в зоне загрязнения. Являются ли эти территории полностью потерянными для использования?
— Сельскохозяйственное производство на загрязненных радионуклидами землях ведется согласно научным рекомендациям. А загрязнен в республике 1 миллион гектаров. Разработан комплекс мероприятий, позволяющих многократно снизить поступление радионуклидов в сельскохозяйственную продукцию. Каждые 5 лет уточняются и дополняются «Рекомендации по ведению агропромышленного производства в условиях радиоактивного загрязнения земель Республики Беларусь».
Принимаемые меры позволили в несколько раз снизить объемы производства продукции со сверхнормативным содержанием радионуклидов по сравнению с первым послеаварийным периодом. При этом в республике неоднократно ужесточались нормативы содержания радионуклидов в продуктах питания и сырье.
Выполнение защитных мероприятий позволило практически исключить поступление загрязнённой радионуклидами продукции в государственную торговлю и свести к нулю число населённых пунктов, где отмечены факты получения в личных подсобных хозяйствах молока, загрязнённого цезием-137. Тем же сельскохозяйственным предприятиям, где вопреки принятым защитным мероприятиям не удается получать нормативно чистую продукцию, с 2002 года в соответствии с поручением Президента РБ изменена специализация производства. Так, в Гомельской и Могилевской областях к настоящему времени завершено изменение специализации у 57 проблемных хозяйств
— А как построена работа по обеспечению безопасности продовольствия и товаров народного потребления?
— В республике действует эффективная система радиационного контроля пищевых продуктов, продовольственного и сельскохозяйственного сырья, пищевой и другой продукции леса, производимых на загрязненных радионуклидами территориях. Она является последним барьером на пути радионуклидов к человеку и включает в себя 850 подразделений радиационного контроля, в которых используется более 2 тыс. единиц радиометрического и спектрометрического оборудования, ежегодно анализируется более 11 миллионов проб на содержание цезия-137 и около 18 тысяч – стронция-90.
Продолжаются работы по разборке и захоронению непригодных для использования подворий и объектов на отселенных и реабилитированных территориях Гомельской и Могилевской областей. Захоронено около 5 тыс. подворий и капитальных строений.
В зонах отчуждения и отселения осуществляется комплекс охранных мероприятий, направленных на предотвращение несанкционированного пребывания в них граждан и использования земель.
— Каков объект исследований «чернобыльской» науки?
— Основная часть научных исследований, направленных на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, ведется в разделе научного обеспечения Госпрограммы. Исследования проводятся по трем направлениям: «Научное обеспечение реабилитации загрязненных радионуклидами территорий и защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве» (головная организация – Институт радиологии), «Научное обеспечение решения медицинских проблем последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» (головная организация – Республиканский научно-производственный центр Радиационной медицины и экологии человека), «Решение долговременных проблем радиобиологических и радиоэкологических последствий чернобыльской катастрофы» (головная организация – Институт радиобиологии Национальной академии наук Республики Беларусь).
Проводится также значительная информационная работа по чернобыльской тематике, центром которой стало Белорусское отделение российско-белорусского информационного центра, который занимается обобщением опыта преодоления последствий чернобыльской катастрофы, ведет большую информационно-просветительскую работу, в том числе по формированию практической радиологической культуры населения и его вовлечению в дело реабилитации и возрождения жизни в пострадавших районах. Следует отметить создание Атласа современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Белоруссии.
В целом в настоящее время Белоруссия имеет состоявшиеся профильные научные школы, передовое производство радиометрического оборудования, необходимые системы законодательства, медицинской и социальной защиты, радиационного контроля, управления сельским и лесным хозяйством на загрязненных территориях.
Отдел Белоруссии Института стран СНГ