×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/bryusselskaya-iniciativa-v-karabakhe/
Новости
24 апреля
23 апреля
22 апреля
19 апреля
azertag.az
Брюссельская инициатива в Карабахе

Менее чем за полгода в Брюсселе по инициативе главы ЕС Шарля Мишеля состоялись три встречи лидеров Азербайджана и Армении (Ильхама Алиева и Никола Пашиняна). И здесь главное, конечно, не в количестве данных саммитов за относительно короткое время (15 декабря 2021 г., 6 апреля и 22 мая 2022 г.), а сам факт их регулярности, сочетающийся с достижением определенных договоренностей после Второй карабахской войны.

Нельзя сказать, что и ранее между главами Азербайджана и Армении в связи с урегулированием карабахского вопроса не проходили подобные встречи в разных столицах и городах Европы (как-никак ООН еще в начале 1990-х гг. передала функции разрешения карабахского конфликта Минской группе ОБСЕ). Однако прежние переговоры, на мой взгляд:

во-первых, не организовывались при личном участии главы ЕС;

во-вторых, не принимали некую логическую по содержанию и интенсивную по времени последовательность;

в-третьих, не анонсировали малые, но, все же, конкретные достижения по согласованию позиций конфликтующих сторон;

в-четвертых, не так остро (а кто-то скажет с неким беспокойством и даже ревностью) воспринимались в политическом и экспертном сообществе важного участника карабахского урегулирования – России.

Понятно, что сложившаяся после Второй карабахской войны ситуация разрушила прежний статус-кво на линии соприкосновения сил в Нагорном Карабахе, не укрепив новое положение дел в регионе более или менее обязующим международным документом. Трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г., подписанное Россией, Азербайджаном и Арменией, согласно которому завершились боевые действия в зоне карабахского конфликта:

с одной стороны, признало поражение Армении, обязало Ереван передать Азербайджану дополнительно еще три района (Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский), где Баку не имел военных успехов, а также оставило транспортный коридор шириной в 5 км (вместо 30 км, как ранее обсуждалось на площадках МГ ОБСЕ) для связи армянского населения Карабаха с Арменией;

с другой же – не имеет столь весомого юридического значения, признаваемого парламентами конфликтующих стран (Армении и Азербайджана), не является мирным договором, а, следовательно, не положило конец состоянию армяно-азербайджанской войны.

Ильхам Алиев, получив победу в 44-х дневной войне на поле боя при активном соучастии и содействии группы стран (включая как стран НАТО и их партнеров, так и ОДКБ), естественно, пытается конвертировать данный успех (исторический реванш) в дипломатии. В частности, речь идет о форме юридически обязующих документов с признанием Нагорного Карабаха частью Азербайджана, делимитацией и демаркацией межгосударственных границ с Арменией по выгодным для Баку картам советского времени на момент развала СССР, разблокировкой транспортных коммуникаций для прямой и кратчайшей связи Западного Азербайджана с Нахичеванской автономией и далее с Турцией через Армению. Дополнительно к этому И. Алиев надеется принудить Н. Пашиняна отказаться от строительства мощных вооруженных сил, то есть армии, способной на новый реванш в Карабахе или Нахичевани.

Логика президента И. Алиева вполне понятна, да и вряд ли компетентный лидер отказался бы от нее с учетом приобретенного военного успеха и складывающейся для его страны благоприятной международной конъюнктуры. Ильхам Алиев хорошо усвоил наказ и советы своего мудрого отца Гейдара Алиева, к тому же, неплохо изучил ошибки своих оппонентов в лице бывших президентов Армении (начиная от Левона Тер-Петросяна и завершая Сержем Саргсяном). Ну а политическая неопытность и слабоволие нынешнего премьер-министра РА Никола Пашиняна стало для Алиева просто подарком судьбы.

В чем суть сложившихся благоприятных условий для Азербайджана на современном этапе? Прежде всего, фундамент данной позитивной динамики заложил Гейдар Алиев весной и осенью 1994 г., когда прежде, чем подписать вынужденное перемирие с Арменией и Нагорным Карабахом в мае 1994 г., он через Турцию договорился с Великобританией об открытии «нефтяных и газовых ворот» Каспия для ведущих энергетических компаний Запада. Данная дипломатия в последующем получила успешное развитие, была подкреплена рядом международно-правовых договоренностей, начиная с 20 сентября 1994 г. («гюлистанский пакет соглашений»), решениями Стамбульского саммита ОБСЕ 1999 г. с участием президента США Б. Клинтона по судьбе основного маршрута транспортировки азербайджанской нефти и газа в обход России через Грузию в Турцию и Европу.

Ильхам Алиев последовательно развивал настоящий внешнеполитический курс: дополнял один транспортный коридор другим (транскавказский, трансанатолийский, трансадриатический, а сегодня на кону транскаспийский); укреплял экономические и культурные связи с сообществом государств (Турцией, Великобританией, Израилем, США, Пакистаном, Францией, Венгрией, Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Китаем и др.); модернизировал армию; активно финансировал антиармянскую пропаганду; не жалел средств на приобретение влиятельных позиций и лоббирующих сил в ключевых странах, имеющих отношение к карабахскому вопросу. Клан Алиевых, будучи у власти независимого Азербайджана, сделав правильные выводы из прямолинейной антироссийской политики Абульфаза Эльчибея, всегда старался внешне балансировать между Россией и Турцией, Россией и Западом.

По мере укрепления финансово-экономических позиций, оснащения армии новейшим вооружением и боевой техникой, формирования более тесных межличностных отношений с кругом влиятельных иностранных лидеров, повышением доли азербайджанских инвестиций в экономику той же Турции Ильхам Алиев стал позиционировать себя как более самостоятельный политик. В 1990-х гг. в Азербайджане органы МНБ неоднократно обнародовали информацию о разоблачении попыток иностранных разведок организовать покушение на жизнь президента Гейдара Алиева (включая и МИТ Турции). В годы же правления Ильхама Алиева таких случаев органы внешней разведки и госбезопасности Азербайджана не отмечали (тем более, относительно спецслужб Турции в качестве организатора). По части Турции Ильхам Алиев смог воплотить в реальность лозунг своего отца «Один народ – два государства».

Многие эксперты полагают, что отношения между Азербайджаном и Турцией происходят лишь в логике тюркского содружества (проекта пантюркизма) и родственных народов. Вместе с тем, подобное мнение не отражает всей полноты отношений, сложившихся между современным Азербайджаном и Турцией. Бесспорно, тюркский фактор здесь имеет ключевое значение – и историческое, и современное (тем более, власти Турции, независимо от партийной принадлежности, не отказались, а скорее дополняют свою дипломатию на постсоветской Азии стратегией пантюркизма и проектом «Великого Турана»). Однако здесь трудно не согласиться с мнением самого Ильхама Алиева, что данные отношения стратегического союзничества Баку и Анкары не с неба упали и сформировались не только и не столько тюркским родством. Ведь в современном мире есть немало родственных народов и стран, отношения между которыми оставляют желать лучшего (российско-украинский военно-политический кризис тому очевидный пример).

Азербайджан за прошедшие годы провел большую работу в самой Турции, стал одним из главных экспортеров энергетики (нефти и газа), занимает лидирующие позиции по объему внешних инвестиций в экономику страны с населением более 80 млн чел., наконец, является важнейшей коммуникацией для территориальной связи и системного выхода в богатейшую природными ресурсами Центральную Азию. Стало быть, виртуальная дискуссия «кто от кого больше зависит» уходит в прошлое и трансформируется в признание взаимодополняемости.

Так что прямое соучастие Турции в 44-х дневной карабахской войне отражало интересы как Азербайджана, так и самой Турции. Победа в Карабахе турецко-азербайджанскому тандему (союзу) обеспечивает не только приращение армянскими территориями, но и создает новые реалии для формирования более удобных и прямых коммуникаций для связи, развития экономики, международного транзита, выхода в исторический Туркестан, формирования общего рынка численностью более 160–170 млн чел. (то есть Турция, страны Южного Кавказа и Центральной Азии).

После 9 ноября 2020 г. Россия так и не получила ожидаемого эффекта от поражения армянской стороны и победы Азербайджана во Второй карабахской войне. Мажорные прогнозы многочисленных российских экспертов и пропагандистов о том, что ключевая роль России (включая лично президента В.В. Путина, как об этом не раз заявлял все тот же неоевразийец А. Дугин) в победе Азербайджана над формальным союзником Арменией приблизит время вступления Баку в русские интеграционные проекты и союзы (ЕАЭС и ОДКБ), так и остались пока что пожеланиями.

Возможно, Ильхам Алиев на словах и соглашался с кем-то в России, что, только получив Карабах обратно, Азербайджан рассмотрит вопрос вступления в названные союзы. Однако в политике, как говорил тов. Ленин, «кто верит на слово, тот безнадежный идиот». В реальности, после успеха во Второй карабахской войне Ильхам Алиев 15 июня 2021 г. подписал известную «Шушинскую декларацию» о стратегическом союзе с Турцией, а не Россией. В самом Азербайджане получили постоянную дислокацию военные миссии Турции (в частности, легально в Агдамском мониторинговом центре и спецгруппа турецких генералов в Баку во главе с автором «азербайджанской победы» генералом Бахтияром Эрсаем, нелегально – корпус в Нахичевани и Карабахе).

В день начала специальной военной операции на Украине в Москве в ходе официального визита И. Алиева было подписано соглашение о повышении азербайджано-российских отношений до уровня стратегического союзничества с рядом важных пунктов (включая признание территориальной целостности друг друга, оказание при необходимости военной помощи, не допущение проведения на своей территории действий сил и организаций, направленных против интересов другой стороны и т.д.). Однако эти же позиции соглашения за столь непродолжительный период со дня его подписания Азербайджан неоднократно нарушал в ситуации военно-политического кризиса между Россией и Украиной. Так, в Баку неоднократно проводились вызывающие шествия антироссийской направленности с оскорблениями в адрес президента России, Украине оказывалась под видом гуманитарной помощи конкретная поддержка ВСУ теми же средствами ГСМ, азербайджанские СМИ регулярно подвергают резкой критике действия российской стороны на Украине. И это все осуществляется в стране, где весьма условны достижения демократии, а СМИ и оппозиция остаются под жестким контролем власти (прежде всего, президента И. Алиева).

Наконец, после соглашения от 9 ноября 2020 г. Азербайджан не раз нарушал режим перемирия в зоне ответственности российских миротворцев в Нагорном Карабахе (включая и в период начала СВО ВС России на Украине), что дополнительно дессонирует с союзническим соглашением от 22 февраля с.г. Была ли ситуация с подрывом газопровода и вторжением ВС Азербайджана в село Парух Мартунинского района Нагорного Карабаха попыткой открыть «второй фронт» против России? На мой взгляд, скорее нет, поскольку И. Алиев и его соратник Р. Эрдоган вряд ли, не прояснив ситуацию на Украине до конца, способны пойти на прямой конфликт с Россией. Очевидно данная провокация была нацелена на принуждение Никола Пашиняна к новым уступкам в Брюсселе 6 апреля и, конечно, создание некого напряжения для самой России и ее миротворцев. В итоге, премьер Армении после второго саммита в Брюсселе заявил о целесообразности снизить планку требований в Карабахе от статуса к правам армянского населения, что, естественно, спровоцировало новый всплеск протестов оппозиции.

Ильхам Алиев не может отказаться в пользу интересов России от удовлетворения запросов европейских стран по части повышения объемов поставок азербайджанского газа при условии сокращения экспорта российского газа в ЕС. Понятно, что технически Азербайджан не сможет за короткое время построить новый газопровод с превышающими мощностями для поставок. К тому же, у Баку нет столь богатых месторождений газа на Каспии, способных стать конкурентом России. Однако Алиев не может и не использовать данную благоприятную конъюнктуру, когда сам покупатель в лице богатых стран ЕС заинтересован в повышении поставок газа. Речь идет об оперативном финансировании со стороны ЕС затрат на дополнительные компрессоры для увеличения объемов добычи природного газа с морского месторождения «Шах дениз».

Более того, сложившаяся энергетическая конъюнктура в Европе при резком обострении геополитических отношений коллективного Запада с Россией создает для И. Алиева и Р. Эрдогана практически идеальные условия для реализации нового транспортно-энергетического проекта (в частности, транскаспийского газопровода) для вывоза природного газа Туркменистана, Казахстана и, возможно, Ирана через Азербайджан в Турцию и далее в Европу. При таком развитии Россия может действительно столкнуться с серьезным вызовом для своих экономических и геополитических интересов в Центральной Азии, Закавказье и Европе. Неслучайно глава правительства АР Микаил Джаббаров 23 мая с.г. на экономическом форуме в Давосе заявил, что Азербайджан располагает возможностями для повышения добычи газа и поставок в Европу, наступает благоприятное время для реализации транскаспийского газового коридора с превращением Азербайджана в важнейшее звено на пути товаров из Азии (особенно Китая) в Европу через Турцию.

Однако в этой связи лидеры Турции и Азербайджана прекрасно понимают важность использования исторического момента для разблокировки транспортных коммуникаций через Армению, что значительно сократит расстояние и сэкономит затраты на транзит (тот самый пресловутый Зангезурский коридор). Попытки И. Алиева путем военного давления на Армению решить данную проблему, как показывает практика, не увенчались успехом. Иран, Европа и Россия вряд ли согласятся на очередную аннексию армянских территорий со стороны турецко-азербайджанского тандема. Вместе с тем разблокировка Армении становится актуальной темой в региональной повестке как России, так и Запада.

Именно поэтому Брюссель в лице Шарля Мишеля стал демонстрировать ревностную активность к армяно-азербайджанским отношениям и карабахскому вопросу, финансированию со стороны ЕС новых объектов и проектов региональной транспортной инфраструктуры для безопасного международного транзита товаров и продуктов. Поэтому неудивительно, что в Брюсселе с декабря 2021 г. стартовали интенсивные саммиты и содержательные переговоры тройки лидеров (Мишель, Алиев, Пашинян).

Вроде повестка трехсторонних переговоров в Брюсселе мало чем по своим элементам отличается от аналогичных саммитов под патронажем Москвы. Именно благодаря участию президента В. Путина в январе и ноябре 2021 г. в Москве и Сочи были подписаны соответствующие трехсторонние заявления о транспортной разблокировки и созданию межгосударственной пограничной комиссии. Правда, Баку и Ереван хоть и выражали на встречах с российским лидером согласие, ведут до сих пор переговоры на уровне вице-премьеров по теме коммуникаций, однако не спешили с формированием той же погранкомиссии или началом переговоров на уровне глав МИД для заключения большого мирного договора.

Конечно, эти вопросы не столь простые и праздные, чтобы за короткое время после более чем 30-летнего карабахского конфликта Азербайджан и Армения легко пошли на встречу друг другу. Вместе с тем, подобные шаги рано или поздно двум странам, лидерам и обществам, все же, придется сделать в национальных и общих интересах. В Москве несколько озадачены фактом успешных попыток Запада в лице главы ЕС Шарля Мишеля перехватить инициативу многолетней работы российской дипломатии в деле армяно-азербайджанского урегулирования. И на то имеются свои основания.

Как ни странно, трехсторонний формат встречи Мишеля, Алиева и Пашиняна по времени происходит, как правило, в ночное время, чему предшествуют двусторонние переговоры главы ЕС с лидерами Армении и Азербайджана. При этом практически все три встречи декларировали договоренности, которые подтверждались практикой последующих согласованных действий Баку и Еревана. В итоге Брюссель поражает оперативностью и конкретностью. В частности, налаживание прямых контактов между Баку и Ереваном, согласование поименного и зеркального списка членов правительственной комиссии по делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, концептуальные вопросы разблокировки коммуникаций и международного транзита, начало мирных переговоров на основе известных международно-правовых принципов, решение комплекса гуманитарных вопросов (разминирование, возвращение всех военнопленных и удерживаемых лиц, расследование судьбы пропавших без вести лиц по итогам двух войн, тема культурного наследия). По итогам третьей встречи 22 мая с.г. по всем названным вопросам достигнуто согласие и в течение суток после саммита приняты необходимые процедурные решения. Очередная четвертая Брюссельская встреча намечается в июле-августе с.г. И это все происходит при очевидной блокаде активности российской дипломатии со стороны коллективного Запада.

Понятно, что главы МИД Армении и Азербайджана Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов сразу же после брюссельского саммита провели переговоры с российским коллегой С. Лавровым. Москва, безусловно, заинтересована в достижении мира и системного урегулирования армяно-азербайджанских отношений. Однако вряд ли Россия будет удовлетворена усилением проевропейского вектора в дипломатии Еревана и Баку с последующим исходом собственного влияния в Закавказье. Существует мнение, что на встречах с лидерами Азербайджана и Армении президент В.В. Путин ясно дал понять своим коллегам, что окончательное урегулирование карабахского вопроса по части определения статуса Нагорного Карабаха невозможно без России. Данный подход мотивируется не капризами русской дипломатии, а соображениями геополитики, региональной безопасности и стабильности.

Если кто-то в ЕС, США или Турции полагает, что ситуация в Закавказье может контролироваться без участия и вопреки интересам России, а карабахский вопрос получит разрешение без мнения Кремля, то подобная самонадеяннность окажется иллюзией и способна привести к новому военно-политическому напряжению. Энергетический кризис в Европе, вызванный политикой санкций Запада против России из-за Украины, может иметь продолжение и по части расчетов на нефтегазовые ресурсы каспийского бассейна в обход России. Проект транскаспийского газового коридора вряд ли устроит Москву в ситуации сокращения ее влияния в регионе. МИД РФ неслучайно напоминает о решениях прикаспийских стран в Актау (декларация 2018 г.) и тему экологической безопасности Каспийского моря. Никол Пашинян может соглашаться с Шарлем Мишелем и Ильхамом Алиевым по разным вопросам. Но кто сказал, что Ереван сегодня контролирует Карабах, если там безопасность обеспечивают русские солдаты? Степанакерт же не рассматривает никакие варианты вертикальных связей с Баку.

Россия сегодня занята освобождением Донбасса и укреплением безопасности Крыма. Декларация о денацификации, демилитаризации и федерализации Украины ныне не потеряла своей значимости, но возможно перейдет во второй эшелон по степени актуальности после восстановления границ Донбасса. Продолжающаяся СВО на Украине стала для российских властей наглядным пособием дипломатии НАТО, сильных и слабых сторон прямого и вероятного противника. Из всего этого русские сделают выводы, включая и по части пассивной реакции своих союзников и партнеров по ОДКБ и ЕАЭС. Последнее означает, что закавказский театр политики скорее не теряет, а приобретает особое значение для возрождения сильной России.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

21 апреля 2023

Глобальная безопасность предполагает сохранение региональной стабильности. И наоборот, обострение напряженности в том или ином регионе (а тем более, конфликты) способны подорвать глобальный мировой порядок и спровоцировать новую большую войну. Южный Кавказ наряду с Ближним Востоком и Балканами традиционно включает в …

15 марта 2023

Несмотря на трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г. между лидерами Азербайджана, Армении и России, завершившее вторую карабахскую войну, военно-политическая ситуация на линии соприкосновения армяно-азербайджанских сил (включая как на границе Армении и Азербайджана, так и непосредственно вокруг оставшейся части армянонаселенного …

1 марта 2023

Характер отношений между государствами вытекает из приоритетов национальных интересов (или интересов, которые обозначаются правящим режимом как «национальные» в конкретный исторический период). Современная Россия, как крупное государство и правопреемник СССР, старается сохранить за собой право особого присутствия и влияния на постсоветском …


Ваш браузер устарел! Обновите его.