Варианты развития молдово-приднестровских отношений после 28 ноября и 12 декабря
Конфронтация, мирное сосуществование или сотрудничество – таковы варианты отношений между Молдовой и Приднестровьем после того, как мы переживём очередные (в ПМР) и внеочередные (в РМ) парламентские выборы. Что может обусловить развитие событий по тому или иному сценарию?
Реванш или «кошмар коалиций»?
Когда-то германский гений Отто фон Бисмарк сказал, что его преследует «кошмар коалиций». Имел он в виду, прежде всего, союз России и Франции, направленный против Берлина. Так, в общем-то, оно и случилось дважды за двадцатый век. Неясно, правда, зачем этот союз был нужен России царской, ну, да дело прошлое…
В нашем случае возможные коалиции могут образоваться в Парламенте Молдовы, который сформируется после 28 ноября. Но вдруг обойдётся без них? Ведь Партия Коммунистов, например, явно надеется на реванш и возвращение к единоличной власти. И, напротив, ни одна другая молдавская политическая партия не в состоянии рассчитывать на взятие даже простого большинства депутатских кресел. Впрочем, нас всё это интересует применительно к будущему молдово-приднестровских отношений. Итак, варианты.
Вариант №1. Партия Коммунистов Республики Молдова получает простое большинство в законодательном органе – от 51 до 60 голосов. Этого достаточно для избрания спикера Парламента и назначения главы правительства. Считается, что от ПКРМ на пост спикера однозначно пойдёт Владимир Воронин, а премьером может стать Игорь Додон. Но, поскольку в Молдове президента избирает Парламент, а для такого избрания требуется 61 мандат, пост главы государства рискует остаться вакантным. Естественно, политический кризис продолжится. При таком раскладе Кишинёву будет вплоть до его преодоления не до Приднестровья. А под преодолением кризиса мы понимаем либо достижение компромисса с какой-либо партией об избрании президента, либо роспуск «ноябристского» Парламента и назначение новых выборов. Впрочем, последнее – это не столько преодоление кризиса, сколько его переползание в новую фазу.
Вариант №2. ПКРМ получает 61 мандат или больше. Не будем говорить, насколько это реально само по себе. Нас интересует прогноз связанных с тем или иным сценарием событий, касающихся нас. Итак. В.Воронин на все 350% становится главой Парламента, И.Додон (или тот, кого удастся провести правой политической руке В.Воронина Марку Ткачуку) идёт в премьеры, а президентом продвигают З.Гречаную — и только её. Многими экспертами считается, что она полностью подконтрольна председателю ПКРМ и управляема им. Такой человек ему и нужен для того, чтобы практически переформатировать систему управления Молдовы и сконцентрировать всю реальную власть в руках спикера. Возможно, на всякий случай полномочия президента ещё больше ограничат законодательно, против чего выдвиженец Воронина возражать, разумеется, не решится. Но вести переговоры с ПМР должен, по нынешней молдавской Конституции, именно президент. Тут два выхода: сохранить такой порядок или передать эту функцию главе Парламента. Если даже вести разговор с Тирасполем будет З.Гречаная, то ясно, что говорить она будет голосом В.Воронина. Так или иначе, но возвращение к прямому или опосредованному диалогу Владимира Воронина и Игоря Смирнова означает новую конфронтацию в двусторонних отношениях.
Вариант №3. Партия Коммунистов каким-то образом создаёт коалицию с крупнейшей силой ныне правящего Альянса за европейскую интеграцию – Либерально-Демократической партией. В результате В.Воронин и лидер ЛДПМ Владимир Филат делят политическое поле Молдовы и, соответственно, власть в стране. Не будем анализировать, кто и что получит. Предположим лишь, что В.Воронин под лозунгом «восстановления единого таможенного пространства» попробует аннулировать «футбольные договорённости», достигнутые между В.Филатом и И.Смирновым в экономической сфере. Напомним, что «футбольный пакт» отвечал государственным интересам ПМР, так как позволял экспортировать товары из Приднестровья напрямик на Украину, минуя молдавские таможенные пункты. Такие попытки, во-первых, будут подрывать реноме В.Филата и, скорее всего, вызовут несогласие нынешнего премьера РМ; во-вторых, приведут к сопротивлению ПМР. Как это будет выглядеть на деле, и каким результатом завершится борьба – тема отдельного разговора.
Вариант №4. Партия Коммунистов терпит неудачу и формируется новая коалиция, направленная, среди прочего, на сдерживание и блокаду ПКРМ, на недопуск или очень ограниченный допуск коммунистов к власти. Исходя из опыта правления в Молдове АЕИ в сентябре 2009-ноябре 2010 годов, можно предположить следующее. Во-первых, Кишинёв мирно сосуществует с Тирасполем, идя время от времени на взаимовыгодные, ограниченные по своей сути компромиссы, решая, прежде всего, свои внутренние проблемы. Делая иногда те или иные политические декларации, стороны негласно не будут вмешиваться в дела друг друга. Во-вторых, нельзя исключать переход к постепенной интеграции Молдовы с Румынией с попыткой включения в этот процесс ПМР (при этом Бухарест попросит Евросоюз надавить на Россию, что бы та не сопротивлялась данному процессу).
Давление на Москву и Тирасполь также может быть в нескольких видах: это – требование вывода российских войск (вывод Оперативной Группы Российских войск и замена миротворцев РФ на гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ); новый натиск по ограничению внешнеэкономической самостоятельности ПМР; новые попытки заставить Украину изолировать полностью или частично ПМР с востока.
Вариант №5. Мы его оценим как вспомогательный. Речь идёт о коалиции ПКРМ с «младшими», с точки зрения прокоммунистических политологов, партнёрами типа Социал-демократической партии (лидер – Виктор Шелин). Это, надо думать, создаст власти ПКРМ коалиционный «декор», но, по сути, на деле всё будет развиваться по варианту №1 или №2.
Вариант №6. После выборов Парламент РМ представляет пёстрый калейдоскоп, где все воюют против всех, и все друг друга блокируют. Большинства не имеет никто. Власть Молдовы недееспособна. Даже если из страха новых парламентских выборов на пост президента избирается какая-то говорящая кукла (учёный, писатель, деятель культуры и т.п.), это ничего не меняет. Тирасполь мгновенно использует это и отказывается вести серьёзный диалог с такой властью.
Со своей стороны, мы предполагаем, что до возврата к демократическому порядку всенародных выборов главы государства Молдове из затяжного кризиса не выйти. Но не о том сейчас речь. Интересно, как в случае конфронтационного сценария те или иные силы РМ попробуют давить на ПМР. Коммунисты, прежде всего, захотят использовать Москву, заверяя её, что ПКРМ – единственный гарант хороших молдово-российских отношений. Правда, о Европе они тоже не забудут… АЕИ, или те, кто придут Альянсу на смену, наверняка задействуют Евросоюз и Румынию. Возможно, и США.
Кроме того, если В.Воронин вернётся к власти, он предпримет всё от него зависящее, чтобы не дать в декабре 2011 года переизбраться И.Смирнову на пост президента ПМР.
Со своей стороны, оказать на новую молдавскую власть сдерживающее влияние Тирасполь попробует, прежде всего, через Москву. Частью – и через Киев.
Подходы сильно не изменятся
12 декабря станет ясен состав нового Верховного Совета ПМР. А кое-что ясно и сейчас: в любом случае нити ведения переговорного процесса с Молдовой останутся в руках президента республики. Тем не менее, нюансы возможны. Каковы же они?
Вариант №1. Партия «Обновление» (ныне являющаяся костяком и реальным лидером предвыборного блока «Вместе с Россией», где партнёрами её выступают партии «Прорыв» и «Справедливая Республика») сохраняет парламентское большинство. Или, по крайней мере, получает немало мандатов. Против основ внешней политики президента «обновленцы» не выступят, хотя будут проявлять более осторожный и взвешенный подход, нежели многие из членов «старой гвардии» Игоря Смирнова конца 80-х-начала 90-х годов.
Вариант №2. Хотя блок пропрезидентских сил «Единение» и не был создан, но, допустим, сторонники главы государства в Тирасполе усилят своё представительство в высшем законодательном органе. Насколько – в данном случае не так важно. Главное – они будут выступать с достаточно жёстких позиций в подходе к возможным компромиссам с Кишинёвом в той или иной области. При этом следует отметить, что ни блок во главе с «Обновлением», ни пропрезидентские силы не повлияют на работу экспертных групп, которая, несомненно, продолжится.
Вариант №3. В Верховном Совете получает своё представительство левая оппозиция во главе с Приднестровской Компартией. Как представляется, учитывая возможное намерение лидера ПКП Олега Хоржана принять участие в президентских выборах 2011 года, эта оппозиция не будет вообще сильно выпячивать в предстоящие месяцы молдавскую тематику, дабы не быть обвинённой в прокишинёвских настроениях.
Таким образом, сколь-нибудь серьёзного изменения концептуального подхода властей ПМР к отношениям с Молдовой после выборов 12 декабря ожидать не следует.
В общем, молдово-приднестровские отношения останутся в целом своеобразным заложником геополитических игр России, Евросоюза, США при сильной роли Украины и Румынии.