×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/belorusskuyu-vlast-na-vyborah-mogut-jdat-syurprizy/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Белорусскую власть на выборах могут ждать сюрпризы
13:54, 24 декабря 2009  
67
0

В начале декабря Палата представителей Национального собрания Белоруссии в ответ на настойчивые требования ЕС, ОБСЕ и МВФ внесла в законодательство ряд изменений, регулирующих избирательный процесс. В случае их окончательного принятия и реализации на практике общественная активность граждан может возрасти, изменится и расстановка политических сил в Белоруссии. Ряд внесенных поправок носит явно косметический характер, но есть и такие, которые могут заметно повлиять на процедуру выборов.

Изменения в основном коснулись Избирательного кодекса и закона «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь». Существенные новшества произошли в порядке формирования избирательных комиссий (за исключением Центризбиркома), до трети состава которых могут составлять представители политических партий и общественных объединений. Кроме того, принятые поправки ограничили одною третью состава количество государственных служащих, принимающих участие в работе избирательных комиссий. Также не могут в них входить главы местных администраций, судьи и прокурорские работники.

Все это означает, что у власти сужаются возможности использования пресловутого административного ресурса. Конечно, в число «общественной трети», скорее всего, в большинстве своем войдут представители пропрезидентских партий и организаций. Но одно дело быть политическим сторонником президента, и совсем другое — закрывать глаза на некоторые административные «хитрики», предназначенные для корректировки (не важно, в какую сторону) результатов голосования. А ведь то, что нечто подобное имело место в ходе последних президентских выборов, признавал и сам Александр Лукашенко. К тому же можно быть уверенным, что в избирательные комиссии попадут как посланцы оппозиции, так и представители «неорганизованной» общественности, заинтересованные в объективных результатах голосования.

Еще одним существенным новшеством является изменение в порядке выдвижения кандидатов политическими партиями. Если раньше для выставления кандидатов в депутаты необходимо было иметь в соответствующем избирательном округе партийную ячейку, то теперь высший орган партии может выдвигать своего соискателя депутатского мандата в любом округе независимо от наличия в нем партийной структуры. Насколько эта мера будет способствовать появлению партийных депутатов в парламенте судить сложно, но в любом случае создаются условия для более широкой партийной агитации среди избирателей.

Важным нововведением выступает предусмотренная возможность создания кандидатами в президенты и депутаты нижней палаты парламента (на местных выборах это не предусмотрено) индивидуальных избирательных фондов. Предельная сумма, которая может быть накоплена в фонде, не может превышать трех тысяч базовых величин (порядка 50 тысяч долларов США) для кандидатов в президенты и одной тысячи базовых величин (около 17 тысяч долларов) для кандидатов в депутаты Палаты представителей.

Избирательный фонд может пополняться из трех источников: собственные средства кандидата, добровольные пожертвования граждан Белоруссии и юридических лиц любой формы собственности. В этом вопросе также введены определенные ограничения. Кандидат в президенты может лично вносить свой избирательный фонд сумму, не превышающую пятидесяти базовых величин (около 900 долларов), кандидат в депутаты нижней палаты парламента – не более двадцати базовых величин (примерно 350 долларов). Один гражданин может передать в фонд кандидата в президенты не более десяти базовых величин (около 180 долларов), и не более пяти (примерно 90 долларов) – в фонд кандидата в депутаты парламента. Одно предприятие, организация или учреждение могут перечислить в фонд кандидата в президенты не более тридцати базовых величин (примерно 525 долларов), и десять базовых величин (около 180 долларов) – в фонд кандидата в депутаты.

Однако запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды иностранным государствам и организациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства, международным организациям, организациям с иностранными инвестициями, гражданам РБ, не достигшим 18 лет, государственным органам и органам местного самоуправления, организациям, полностью или частично финансируемым из бюджета, благотворительным и религиозным организациям, анонимным жертвователям.

Если же расходы кандидата в президенты будут превышать размер его избирательного фонда на пятьдесят базовых величин, а кандидата в депутаты Палаты представителей – на пятнадцать базовых величин, то они могут быть отстранены от участия в предвыборной кампании.

Сохраняются и те небольшие возможности агитации (несколько тысяч листовок, 10 минут эфира на государственных теле- и радиоканалах, небольшие площади в государственных газетах), которые предоставляются за счет бюджета всем кандидатам.

По мнению властей, индивидуальные избирательные фонды смогут превратить довольно вялые белорусские избирательные кампании в насыщенные предвыборные гонки, а заодно и сразу выявить бесперспективных кандидатов. Таким образом, белорусское избирательное законодательство, несмотря на предусмотренные в нем минимальные размеры фондов кандидатов, приоткрыло дверь для легального использования в избирательных кампаниях внебюджетных денег.

Значительные изменения затронули и порядок организации массовых предвыборных мероприятий. В настоящее время в Белоруссии в отношении митингов, демонстраций, пикетов и прочих массовых уличных действий существует т.н. разрешительная система. Для проведения подобных акций организаторы должны за 15 дней подать городским властям соответствующую заявку. В течение недели она рассматривается и на нее дается ответ, причем, часто отрицательный. Принятые поправки в закон «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» значительно упрощают проведение предвыборных митингов, собраний и пикетов. Теперь для проведения митингов и собраний избирателей достаточно лишь известить об этом местные власти, которым вменено в обязанность обеспечение правопорядка массовых мероприятий. Раньше за это отвечали сами организаторы. Для установки же предвыборных пикетов вообще не требуется уведомления властей.

Главное – изменения не коснулись досрочных выборов (до 25% голосуют на них), прозрачность которых остается под большим вопросом, и процедуры подсчета голосов, в которой приоритет остался у Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Фактически контроль за подсчетом голосов, прежде всего на президентских выборах, остался в руках администрации Лукашенко, поскольку состав Центризбиркома (12 членов) назначает сам президент вместе с Советом республики НС (в свою очередь сформированный под эгидой главы государства), а единственные два чиновника Центральной комиссии, работающие на постоянной, профессиональной основе — председатель и секретарь комиссии — лично подбираются и утверждаются главой государства. При этом следует напомнить, что председатель Центральной комиссии Л.М.Ермошина за подтасовку результатов выборов оставлена Евросоюзом в «черном списке» белорусских чиновников, к которым применены санкции.

Тем не менее, уже ближайшая предвыборная кампания, а это выборы в местные советы в апреле 2010 года, может преподнести властям сюрпризы. Впервые выборы местных советов депутатов по мажоритарной системе относительного большинства пройдут в один тур при исключении порога явки избирателей, необходимого для признания выборов состоявшимися. И хотя в ходе местных выборов не предусмотрено создание индивидуальных избирательных фондов, что, конечно, ограничит возможности использования внебюджетных средств, но зато партии получат хорошую возможность вести по всей республике широкую политическую пропаганду и агитацию в свою пользу, что может стать для них неплохой репетицией перед президентскими выборами 2011 года.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 июня 2025

Взаимный товарооборот между Россией и Беларусью за последние пять лет увеличился в 1,8 раза, сообщила председатель Совета федерации Валентина Матвиенко. На встрече с руководителями государственных органов обеих стран она отметила, что прошлогодний рекордный объем торговли составил 4,6 трлн руб. «Мы …

24 июня 2025

В «дорожную карту» развития евразийской экономической интеграции до 2030 года и далее планируется включить около 400 мероприятий. Об этом заявил министр экономики Белоруссии Юрий Чеботарь. По его словам, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) вместе с государствами-членами ЕАЭС разрабатывает план мероприятий по …

20 июня 2025

 Минск и Москва в рамках Союзного государства делают ставку на реализацию совместных программ в сфере промышленной кооперации. Об этом было завялено во время встречи министра экономики Белоруссии Юрия Чеботаря с замглавы Минэкономразвития РФ Дмитрием Вольвачем и госсекретарем Союзного государства Сергеем …


Ваш браузер устарел! Обновите его.