Прошедший 2011 год был очень сложным для Республики Беларусь: это и трагедия в минском метро, и серьезный финансово-экономический кризис. И все же прошедший год вошел в историю как время решительных сдвигов в деле постсоветской интеграции. О состоянии и перспективах интеграционных процессов «Материку» рассказал председатель Постоянной комиссии по гласности, самоуправлению, правопорядку и международным связям Минского городского совета депутатов Георгий Петрович Атаманов:
— В 2011 году в сознании политических элит как Белоруссии, так и России произошел заметный сдвиг в сторону ускорения интеграционных тенденций. Пришло ясное понимание того, что необходимо реальное объединение усилий наших двух государств и всего постсоветского пространства для преодоления последствий развала единой страны, произошедшего 20 лет назад. Большинству дееспособных граждан наших государств сейчас очевидно, что распространенное в 90-е годы мнение о том, что отдельно взятая бывшая советская республика сама по себе будет жить лучше, чем в Союзе ССР было глубоко ошибочным.
Конечно, перед СССР в конце 1980-х годов стояли серьезные проблемы, но решить их в одиночку, только в своих интересах, ни одно постсоветское государство, даже такое как Российская Федерация, не в состоянии. Поэтому окончательное понимание этого обстоятельства, несомненно, будет способствовать ускорению интеграционных процессов.
— Какова роль России и Союзного государства в процессе социально-экономического сближения стран постсоветского пространства?
— Безусловно задающим генератором интеграционных процессов на постсоветском пространстве является Союзное государство, без которого не состоялся бы Таможенный союз и не шла бы речь о начавшем действовать с 1-го января 2012 года Едином экономическом пространстве. Среди всех стран СНГ именно Россия и Белоруссия в наибольшей степени продвинулись в своем объединении, взаимно дополняя друг друга, в первую очередь, в области экономики, без должного развития которой невозможно решение социальных вопросов, касающихся каждого из наших граждан.
И если политики обоих государств сумеют-таки подняться выше каких-то личных амбиций и будут действовать с учетом воли и устремлений российского и белорусского народов, то успех интеграции будет гарантирован, что позволит в свою очередь самым серьезным образом влиять на расстановку сил не только в Европе, но и в мире.
Кстати, это прекрасно понимают вполне определенные и влиятельные силы на Западе. Об этом, в частности, свидетельствует буквально болезненная реакция Вашингтона на результаты декабрьских выборов в Государственную Думу Российской Федерации. Это лишний раз подтвердило ту истину, что Западу нужна слабая, охваченная смутой, а еще лучше расчлененная Россия. И я думаю, что для нынешнего руководства российского государства сохранение единства и стабильности России — один из главных аргументов в пользу объединения, создания действенного союза государств, который позволит сделать и Россию, и постсоветское пространство более защищенным и самостоятельным в определении собственных путей развития.
Это очень важно в свете того, что США не оставляют попыток вынудить Россию и Белоруссию действовать в русле заокеанских предписаний о том как проводить реформы, какой должна быть демократия, кого избирать во власть и вообще как нашим народам строить свою жизнь. Вашингтон самолично объявил себя всемирным судьей и одновременно жандармом. За океаном очень не нравится, что наши государства следуют собственным путем. Отсюда все эти стояния на площадях: в декабре 2010 года в Минске, в декабре 2011 года в Москве, — и т.н. Акт о демократии в Белоруссии, который в очередной раз был одобрен конгрессом США и подписан 3 января 2012 года президентом США Бараком Обамой.
Однако народы России и Белоруссии не намерены строить свою жизнь под диктовку США. Более того, миссия наших братских государств как раз состоит в том, чтобы сделать мир более справедливым и многополярным, а значит более устойчивым и комфортным для проживания людей.
В связи с этим чрезвычайно важной представляется публикация 28 декабря 2011 года министерством иностранных дел Российской Федерации Доклада о соблюдении прав человека в мире, где Соединенные Штаты выглядят далеко не в самом радужном свете. США неуклонно превращаются в общество тотального полицейского контроля и при этом не перестают обвинять Россию и Белоруссию в недостатке прав человека и демократии. Конечно, в наших государствах имеются определенные проблемы, связанные с безукоризненным выполнением основных прав человека, но мы будем развивать институты демократии в интересах наших народов и обойдемся без заокеанских «учителей».
Последние инициативы российского руководства свидетельствуют о том, что Российская Федерация намерена демократизировать свою политическую систему. При этом надо отдавать себе отчет, что демократия – это обоюдоострое оружие и ее уровень должен соответствовать степени готовности общества нести ответственность за свое будущее. Двадцать лет назад наше общество оказалось не готовым к широкой демократии, все вылилось в разгул анархии и торжество словоблудия, а безответственность достигла вершин власти. В результате великая советская держава-цивилизация была разрушена.
— Как вы оцениваете итоги прошедших парламентских выборов в России? Повлияют ли предстоящие президентские выборы и смена главы российского государства на отношения между Республикой Беларусь и Россией?
— Итоги выборов в Государственную Думу свидетельствуют о росте в российском обществе национально-патриотических и (если можно так выразиться) социально-справедливых настроений. И кто бы ни стал следующим президентом России, он должен будет самым серьезным образом учитывать эти обстоятельства в проведении внутренней и внешней политики.
Относительно же перспектив белорусско-российских отношений, то виды на будущее для них складываются благоприятные. Ведь все партии, получившие места в Думе выступают за неуклонное развитие белорусско-российского Союза, и можно не сомневаться, что такой же позиции будет придерживаться и вновь избранный президент России.
— Вы являетесь депутатом Минского городского совета депутатов, а какой вклад вносит столица Белоруссии в развитие союзных отношений с Россией и интеграционных процессов на постсоветском пространстве?
— Все годы, прошедшие после развала СССР, Минск и Москва продолжали взаимовыгодно сотрудничать в области экономики. Минские предприятия являются частью единого экономического комплекса Москвы и других регионов Российской Федерации. Очень активно развиваются научные и культурные связи. Уже доброй традицией стало ежегодное проведение дней Москвы в Минске и дней Минска в Москве. В прошедшем году в столице Белоруссии широко отмечалось 70-летие битвы под Москвой, и минчане, участники тех судьбоносных событий, были награждены юбилейными медалями от имени Правительства Москвы. В целом же, содружество наших столиц является краеугольным камнем Союза наших государств и братских народов.
Отдел Белоруссии института стран СНГ