Дмитрий Куницкий, ИФ АН РБ, выступление на Круглом Столе «Великая дата 575 лет автокефалии Русской Православной Церкви и антидата головщины собрания в Феофании»
Мнение: событие в Феофании не представляет собою значительного интереса – непосредственной угрозы для Русской Церкви: подобная самостийность неизбежна в условиях оккупации – особенно современной и особенно идеократической, поскольку война на Украине носит характер не столько гражданской, межэтнической или субэтнической, сколько религиозной. Даже самые ревностные и стойкие архиереи УПЦ понимают, что многочисленные вынужденные уступки неизбежны, а стратегия как можно больше затягивать время неопределенностью в ожидании русского наступления вполне оправданна. При этом в условиях войны совсем не катастрофическим является и переход в катакомбный статус с временным оставлением храмов.
В плане обзора событий на белорусском фронте целесообразно вернуться к теме «Белоруссия – русская Вандея».
В условиях разворачивающейся новой русской Смуты (точнее – последней вспышкой Смуты 1917-го) – важнейший вопрос: создание очагов русского сопротивления и восстановления русской государственности. Лучше всего, чтобы это происходило не в горячей и критической фазах, а заранее, при благоприятных обстоятельствах. Более того, речь идет не только о формировании «спящего» плацдарма на вероятное будущее, но и ныне действующего центра.
Для миссии русской Вандеи (лучше сказать, новой базы Минина и Пожарского) у Белоруссии есть основания и со стороны государственной жизни, и со стороны церковной. Подробнее с его описанием в цикле статей на РНЛ.
Самое главное основание для «белорусского расцвета» и отличающее от ситуации российской – кадровая картина. С 2020-го кадровую политику белорусского государства можно назвать замечательной. Не затрагивая прочие области, скажем о гуманитарно-идеологической, – в которой происходит если не само духовно-мировоззренческое вытёсывание народа, то государственная политика по воздействию на него. Руководство основных гуманитарных ведомств – как минимум, славянофилы-консерваторы, как максимум, верующие и идейные православные.
Процитирую двух ключевых для управления данной сферы лиц. Второе лицо в государственной иерархии, ответственное за кураторство всей гуманитарно-идеологической сферы, председатель Советы Республики Наталья Кочанова объявила на стратегическом республиканском семинаре: «Белорусское государство является носителем и хранителем христианских ценностей. Более того, и сегодня белорусы бережно защищают и культивируют их, в то время как в “Новой Европе” под прикрытием борьбы за права и свободы человека насаждается антихристианское мировоззрение».
И заместитель главы Администрации Президента, руководитель идеологической вертикали государства Игорь Луцкий на республиканском совещании по идеологическо-воспитательной работе в ВУЗах: «Что касается духовно-нравственного воспитания, то по-прежнему сильно влияние чуждых ценностей, а не Православия. Среди молодежи более популярны Хеллоуин и день святого Валентина вместо традиционных для Беларуси Пасхи, Троицы, Рождества».
Данные высказывания – не случайные явления, но описывающие тенденцию и проявляющие очертания церковно-государственной симфонии. Всё более активным является участие епископов и священников в значимых государственных совещаниях. Совместные крупные мероприятия, в частности, конференции, с участием высших лиц государства. Как пример, белорусские Рождественские Чтения «Глобальные вызовы современности и духовный». Если в РФ принимаются добротные документы (типа Указа Президента о защите духовно-нравственных ценностей), но бездействуют на исполнительном уровне, то в РБ идет насыщенная работа по действительному духовно-нравственному воспитанию и идеологическо-мировоззренческому формированию.
Касаясь церковной жизни, процессы в белорусском Экзархате идут тихо и не особо заметно в РФ. Но общий вектор может быть верно охарактеризован как устойчивое выведение из Церкви зараз модернизма, либерализма, западничества, экуменизма, автокефализма, политико-идеологической индифферентности. Самые главные уровни данной работы: а) кадровая политика; б) деятельность духовно-образовательных учреждений; в) повышение роли духовничества епархий.
Либеральное духовенство, унаследованное от прошлой эпохи, осталось. Хотя постепенно тает, выезжая из страны или порой даже запрещаясь в служении. Наиболее одиозные – А.Кухта и Г.Рой – осели в Вильнюсе, где перешли в Константинопольский патриархат. Пытаются громить РПЦ в целом, включая ее позицию по украинским событиям, продвигать идею «белорусской национальной церкви». Но в итоге выходит скорее комично, в частности, проводя службы на мове в выделенной им кирхе с несколькими десятками людей с соответствующими политическими взглядами. В целом же возможности осуществлять деятельности и оказывать идеологическое влияние у либерального духовенства значительно снизились.
Западнобелорусская столица Гродно при новом епископе Антонии превратилась из главного очага криптоуниатства в авангард западнорусского Православия. Наследие покойного архиепископа Артемия неожиданно быстро оказалось почти ликвидированным.
Вместе с тем, собственных сил Церкви в Белоруссии для общественно-идеологической проповеди пока явно не хватает. Здесь российское священство и русское православно-патриотическое движение могут оказать весьма сильное содействие с большой пользой для всей Русской Церкви и Святой Руси. Среди наиболее важных направлений – вопросы исторической памяти и канонизации идеологически знаковых святых во главе с митрополитом Иосифов (Семашко).