В последнее время мы все являемся свидетелями достаточно динамичного развития диалога между Европейским союзом и Белоруссией. Собственно политическое сближение Брюсселя и Минска (при отсутствии, правда, соответствующих официальных документов) началось еще в самом начале 2008 года. Этому во многом способствовало то, что государственно-политическое руководство республики предприняло ряд шагов, соответствующих 12-ти рекомендациям (требованиям) ЕС по демократизации и либерализации белорусского режима. Были освобождены в два приема все политические заключенные, приняты решения о проведении более открытых, «прозрачных» выборов в Палату представителей Национального собрания и др. Кроме того 07.03.08 Белоруссия подписала Соглашение об учреждении, привилегиях и иммунитетах Представительства Комиссии Европейских сообществ в Республике Беларусь. (Позже, в январе 2009 года этот документ будет ратифицирован президентом РБ А. Лукашенко, а за Представительством Еврокомиссии и его сотрудниками будет нормативно закреплен комплекс льгот.) В ответ Евросоюз фактически сократил число своих рекомендаций до пяти и отказался от использования наиболее резких критических замечаний в адрес Минска (не говоря уже о терминологии типа «последний диктаторский режим в Европе»).
На деле представители ЕС стали контролировать только четыре требования: отсутствие политзаключенных, доступ оппозиции к СМИ, реформирование избирательного законодательства РБ под контролем БДИПЧ ОБСЕ и улучшение условий для работы НГО в Белоруссии. Были предприняты меры по улучшению международного имиджа республики и запуску процесса размораживания отношений между Европейским союзом и Белоруссией. Особую роль в улучшении отношений по линии Брюссель – Минск стало играть Соединенное Королевство. Непосредственную работу по прямому вовлечению режима в новую политику ЕС вело британское посольство, к которому впоследствии присоединились дипмиссии Франции и Литвы. Внешнеполитическое ведомство последней пыталось вслед за Польшей играть роль посредника на переговорах Брюсселя и Минска об участии Белоруссии в повышенной форме сотрудничества с ЕС. Конкретные детали такого партнерства в рамках политического компромисса были выработаны в Минске на встречах министра иностранных дел Литвы Вигаудаса Ушацкаса с главой администрации Лукашенко Владимиром Макеем и министром иностранных дел РБ Сергеем Мартыновым в декабре 2008 г. Именно на этих переговорах, скорее всего, была достигнута договоренность об организации визита верховного представителя Евросоюза по общей внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы в Белоруссию.
Переговоры Александра Лукашенко с генсеком Совета ЕС Хавьером Соланой 19 февраля 2009 г. в Минске были символичны во всех отношениях. Но при этом важную роль играло и то обстоятельство, что Х. Солана первым из высокопоставленных чиновников ЕС еще в 2003 году сделал заявление о необходимости рассмотреть инициативу белорусской стороны по осуществлению стратегии поэтапного выправления отношений между Брюсселем и Минском.
Наиболее активно Брюссель стал работать с белорусским правительством после августовской 2008 года агрессии Грузии против Южной Осетии, когда Минск устранился от поддержки своего союзника России и, несмотря на ее «огромное давление» (цит. из резолюции Европарламента от 15.01.09), отказался признавать независимость Южной Осетии и Абхазии. Отсутствие какой-либо договорно-правовой базы не помешало ЕС вдруг приостановить визовые ограничения для ряда неугодных ему ранее белорусских официальных лиц (введены в очередной раз после президентских выборов в РБ 2006 г., ранее вводились, но были отменены 14.04.03) и заявить о намерении ратифицировать в ближайшем будущем Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Белоруссией («заморожено» в 1996 г. после референдума о поправках в конституцию РБ и роспуска Верховного совета ХIII созыва), а также пересмотреть формат отношений с Минском, который с 15.09.1997 г. ограничивался соответствующим «министерским» уровнем.
Конкретное наполнение новая политика Европейского союза по вытягиванию режима некогда «нелегитимного» президента Александра Лукашенко из «сфер влияния России» (Ж.М.Баррозу) получила на исходе прошлого года. В политической сфере это номинальное включение 03.12.08 Республики Беларусь в программу «Восточного партнерства» ЕС наряду со страной-агрессором Грузией и с ее фактическим союзником Украиной, Азербайджаном, Молдавией и Арменией. В торгово-экономической – разблокирование Евросоюзом переговоров о вступлении Белоруссии во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также заключение в Минске 18.12.08 Рамочного соглашения между правительством РБ и Комиссией Европейских сообществ.
Белорусское государственно-политическое руководство, которое довольно давно пыталось выйти из политической изоляции, позитивно воспринимает усилия Евросоюза по включению Белоруссии в новую геополитическую конструкцию по периметру границ России. Минск рассматривает программу Восточного партнерства как инструмент, способствующий включению республики в общий внутренний рынок Евросоюза, переходу на безвизовый режим, а в среднесрочной перспективе и оформлению ассоциированного членства.
В целом переориентация внешней политики Республики Беларусь на сближение с Евросоюзом стала происходить с приходом к власти в России Владимира Путина. Президент РФ Путин, напомним, попытался в 2001 году перевести отношения с формально союзной Белоруссией в русло практической интеграции, придать импульс сближению двух стран в политической плоскости. Это вызвало не просто опасения, панику у белорусского правящего класса, обеспокоенного собственной судьбой, потенциальной потерей власти и привилегий. Под флагом противодействия усилившемуся давлению на Белоруссию со стороны России в целях навязывания якобы неравноправных условий интеграции в условиях действующего договора о создании Союзного государства был осуществлен переход к политике сохранения полного политического и экономического суверенитета.
Переломным моментом стала и успешная агрессия США в Ираке, которая побудила Минск искать гарантий на путях ассоциирования с Западной Европой и отказа от участия в любых МПО с антиамериканской направленностью. Позиция России в период иракского кризиса была расценена белорусской стороной как слабость и беспомощность, а вывод следовал один – Белоруссии рассчитывать на реальную помощь России в выстраивании отношений с США нельзя.
После запуска Кремлем процесса сворачивания льгот и преференций для Белоруссии в 2007 году Минск еще в большей степени озаботился поиском политических и экономических альтернатив на Западе. Такая политика предусматривала, в том числе, последовательное свертывание процесса интеграции в формате «двойки» (за исключением отдельных направлений военного и военно-технического сотрудничества с Россией), а в рамках СНГ – реализацию формулы преимущественно двухсторонних отношений с каждым государством-членом Содружества (без посредничества РФ). Большое значение в новой внешнеполитической концепции Минска отводилось развитию «прагматических» отношений с Европейским союзом, который вышел на границы Белоруссии и был призван купировать «восточный крен».
Если в 90-е годы в Белоруссии были определенные сомнения насчет будущего Евросоюза, судьбы единой валюты – евро, главенствовал евроскептицизм, то в начале ХХI века в правящей элите пришли к выводу об успехе евроинтеграции, выполнения Маастрихского и Амстердамского договоров. Подкупала Минск и практика вето, и «связующая» политика Евросоюза, и возможное подключение к процессу «экономической конвергенции», к программам добрососедства. Западная Европа стала рассматриваться как наиболее значимый источник кредитов и прямых инвестиций для Белоруссии. Уникальное значение Евросоюза, с точки зрения правительственных чиновников республики, состояло в возможности получения от него новейших технологий (что не могла дать Россия). Наконец, Европейский союз был и остается одним из основных рынков экспорта белорусских товаров. По последним данным объем товарооборота РБ с Евросоюзом в 2008 году приблизился к объему товарооборота с Россией – порядка 32 — 33 млрд. долларов.
По словам главы белорусского государства «Европейский союз хорошо осознает, что такое современная (выделено нами) Беларусь для Европы», а Минск представляет «ценность Европейского союза для нас как с точки зрения политики, так и с точки зрения экономики». Для России сейчас тоже важно определить все последствия сближения этой «современной» Белоруссии с ЕС и оценить геополитические угрозы, исходящие от политики Восточного партнерства Брюсселя.