×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/belorussiya-i-plan-putina-po-realnoy-integracii/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня

25 апреля с.г. руководитель правительства России Владимир Путин в ходе совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития призвал обеспечить ратификацию соглашений, формирующих правовую базу Единого экономического пространства Белоруссии, России и Казахстана до 1 июля 2011 года. Эта дата важна, поскольку в противном случае начало функционирования общего рынка ЕЭП с 1 января будущего года отодвинется на более отдаленную перспективу: более 70 документов необходимо успеть подготовить в рамках практической подготовки запуска проекта.

Путин довольно четко обозначил и те сложные проблемы, с которыми придется столкнуться в начальный период странам «тройки» — это создание наднациональных органов Единого экономического пространства при одновременном соблюдении баланса интересов. Руководитель правительства РФ еще раз обозначил приоритет экономической составляющей в политике России на постсоветском пространстве. Важность и ответственность задачи полноценного становления ЕЭП российский премьер-министр объяснил с максимальной откровенностью и прямотой: «впервые после крушения Советского Союза мы переходим к реальной интеграции».

Действительно, на протяжении более чем десяти лет существования Союзного государства, например, России и Белоруссии так и не удалось прийти к формированию наднациональных органов управления, выработать четких приоритетов совместного экономического развития, повышения геоэкономической и валютной безопасности, полностью унифицировать законодательство в сфере интеграции двух экономик. Участники союзного проекта не только не смогли создать совместную экономическую интеграционную модель, но и преодолеть на практике торгово-экономические конфликты и войны, которые повторялись с пугающим постоянством. И Белоруссия и Россия оградили ряд секторов своих экономик и рынков системой ограничительных и протекционистских мер. Белоруссия в конкурентной борьбе с Россией использовала и продолжает использовать рычаги государственного субсидирования. Масштаб и интенсивность финансовых трансакций в экономиках двух стран не соответствует их истинным возможностям и потребностям. Не удалось преодолеть тенденцию, выражающуюся в том, что стержнем торгово-экономического партнерства двух участников Союзного государства остается экспорт-импорт российских энергоресурсов (газа и нефти) и сырья, цены на которые вообще фактурируются преимущественно в долларах США.

В президентской администрации, в правительстве Республики Беларусь за достаточно продолжительный срок существования СГ не сложились группы интересов, выступающие за реальное объединение с Россией. В российском правящем классе практика «союзных отношений» с Белоруссией объективно привела к избавлению от завышенных ожиданий, характерных для конца 90-х гг. Управленцы двух стран, похоже, так и не смогли полностью выявить, в чем состоят взаимные экономические интересы и цели Белоруссии и России, которые они призваны реализовывать в Союзном государстве.

Белорусской стороной, как известно, по политическим мотивам было сорвано выполнение Соглашения между Национальным банком Республики Беларусь и Центральным банком России по введению российского рубля в качестве единого платежного средства на территории Союзного государства с 1 января 2005 года и единой валюты СГ с 1 января 2008 года. Все попытки Москвы вернуть белорусские власти к обсуждению этой проблематики неизменно наталкиваются на отказ. Последнее заявление Национального банка РБ в конце апреля 2011 года свидетельствует, что это ведомство не считает введение российского рубля в Белоруссии актуальным вопросом и относится к такой возможности негативно.

Вот почему новая российская интеграционная стратегия, в соответствие с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на 2008 – 2020 гг., все более перемещается в пространство другой МПО – ЕврАзЭС. И это несмотря на то, что упомянутая организация до прошлого года по уровню торгово-экономической интеграции явно уступала Союзному государству. Что касается последнего, то оно, скорее всего, в плане экономической интеграции получит дальнейшее развитие уже в рамках проекта Единого экономического пространства. Потенциальное присоединение в перспективе к ЕЭП новых государств-членов позволит оценить актуальность пролонгации специфической формы явно затянувшейся экономической интеграции России и Белоруссии в контексте Союзного государства.

Для торгово-экономических отношений России и Белоруссии, как представляется, несмотря на остающиеся противоречия, наступает переломный момент. Развитие сотрудничества в предшествующие годы заложило прочный фундамент в здание потенциального взаимовыгодного партнерства. Унификация правовых основ такого экономического партнерства даст возможность этим двум государствам-членам ЕЭП от практики фактически нерегулируемого и подверженного скачкам взаимного товарооборота перейти на более высокий уровень устойчивого сотрудничества и хозяйственной кооперации. Для Белоруссии появится возможность преодолеть дефицит в торговле с Россией, а для российской стороны – снизить энергоресурсную направленность ее экспорта в РБ. Главное сейчас преодолеть недоверие и объективное стремление правительств отстаивать национальные интересы без учета их трансформации в будущем. Этому могут способствовать как более тесные политические связи, так и регулярные встречи на высшем и высоком уровне.

Следует принять во внимание и последствия присоединения России к ВТО, которые могут самым негативным образом сказаться на белорусском экспорте продовольствия. Ведь порядка 90% продовольственного экспорта республики приходится на российский рынок, Белоруссия продает в России почти весь объем экспорта мяса и субпродуктов, молока и молочных продуктов, а также сахара. В рамках же ВТО российская сторона вынуждена будет ужесточать тарифную защиту своего рынка сельхозпродукции, что неизбежно нанесет ущерб белорусским агропромышленным предприятиям, ориентированным на поставки своей продукции преимущественно в Россию.

Важен и другой аспект экономического сотрудничества на новом этапе – выстраивание взаимоотношений стран-участниц ЕЭП с Евросоюзом. Не секрет, что Белоруссия выступает определенным объектом геополитической и торгово-экономической конкуренции между Россией и Евросоюзом. Министр иностранных дел РБ Сергей Мартынов не исключал ранее вхождение Белоруссии в Евросоюз и НАТО. Товарооборот, например, Республики Беларусь со странами Евросоюза, по словам Александра Лукашенко, доходил до 47% и неизменно сводился с положительным торговым балансом. Еще относительно недавно белорусский президент уверял, что сотрудничество Белоруссии с ЕС в программе «Восточное партнерство» приведет к подключению её к зоне свободной торговли, что сулит республике «гигантскую выгоду» (интервью СМИ РФ 06.06.09).

Вот почему сотрудничество акторов Единого экономического пространства с ЕС должно не только способствовать максимальному использованию потенциала «тройки», но и преодолению существующей в настоящее время на рынке Европейского союза острой конкуренции по ряду направлений между белорусскими, казахстанскими и российскими экспортерами товаров и услуг. Пришло время для выработки государствами-членами ЕЭП поэтапной консолидированной политики, определяющей стратегию и тактику экспортных операций с учетом решения как общих целей ЕЭП, так и с позиции задач и национальных интересов его стран-участниц.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

27 июня 2025

Взаимный товарооборот между Россией и Беларусью за последние пять лет увеличился в 1,8 раза, сообщила председатель Совета федерации Валентина Матвиенко. На встрече с руководителями государственных органов обеих стран она отметила, что прошлогодний рекордный объем торговли составил 4,6 трлн руб. «Мы …

24 июня 2025

В «дорожную карту» развития евразийской экономической интеграции до 2030 года и далее планируется включить около 400 мероприятий. Об этом заявил министр экономики Белоруссии Юрий Чеботарь. По его словам, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) вместе с государствами-членами ЕАЭС разрабатывает план мероприятий по …

20 июня 2025

 Минск и Москва в рамках Союзного государства делают ставку на реализацию совместных программ в сфере промышленной кооперации. Об этом было завялено во время встречи министра экономики Белоруссии Юрия Чеботаря с замглавы Минэкономразвития РФ Дмитрием Вольвачем и госсекретарем Союзного государства Сергеем …


Ваш браузер устарел! Обновите его.