Сперва казалось, что объект вот-вот уберут. Затем глава Центкома генерал Петреус, прилетевший в Бишкек, после очередных переговоров заявил обратное. Его поддержал и спешно прилетевший в киргизскую столицу спецпредставитель НАТО Симмонс. При этом, первый который уже раз заявил о возможности увеличения выплат за Манас. Напомним, база появилась там в 2001 году. В 2005 г. Россия, Китай и все центрально-азиатские страны-члены ШОС на очередном саммите этой организации в Астане подписали декларацию в которой фактически признали необходимость удалить базу.
Сегодня «стабилизация» в Афганистане продолжается, и кому по ее итогам станет легче, а кому – нет, еще очень большой вопрос.
Мне кажется, что все указанные эти разночтения – опровержения, подтверждения – свидетельство того, что долгое время шел активный торг между властями Киргизии, американцами, Россией и Китаем. Здесь нет ничего нового. Информации было достаточно много, значит, переговоры продвигались тяжело и окончились большой неприятностью для США.
Сам Петреус, кстати, весьма недипломатично указал на то, что происходящее – просто такой специфический центральноазиатский способ ведения переговоров. Он точно определил наблюдаемое. Киргизское руководство каждый год, а иногда два раза в год, поднимало вопрос о базе все 8 лет ее существования (и при Акаеве и при Бакиеве). Причем делало это ранее не особенно консультируясь с Россией, Китаем, или с другими соседями и партнерами. До последнего времени часто это были «местные» инициативы.
Американцы, получив базу в Киргизии, приобрели серьезную головную боль – из них все время хотели выжать больше. Цифры при этом оставались закрытыми, абсолютно непрозрачными. То, о чем заявлялось официально, очевидно не совпадало с тем, сколько американцы платили на самом деле. Многие платежи проходили, не оставляя заметных следов в бюджете. Были и вполне официальные американские платы – гранты, обучение киргизских военных, разного рода тренинги и пр. для актива расплодившихся за годы «демократизации» НПО, материально-технические поставки, льготные кредиты, которые уже, по сути, не кредиты, а бонусы. В общей сложности, набегало порядка 150 – 170 млн. долларов в год. В Киргизии решили, что, видимо, сумма недостаточна, отсюда и недавний накал в переговорах. Сомонадеянные американцы посчитали что с киргизов хватит и того, что им уже перепадает, плюс очередной порции обещаний. Итог известен, янки, как и в 2005 г. из Узбекистана, вновь «попросили на выход».
Решение президента Киргизии аннулировать соглашение об использовании вооруженными силами США базы «Манас» встречено американцами негативно. Представитель Пентагона заявил, что США надеется и дальше использовать этот объект для поддержки операций в Афганистане. Заявление американцев о готовности и дальше использовать базу в Киргизии, похоже, адресовано не столько Бишкеку, сколько Москве. В определенной степени, этот «посыл» можно считать приглашением Штатов России к переговорам не только по проблеме присутствия обоих стран в Центральной Азии. В Москве же «историю с Манасом» вполне логично использовать как предлог для начала российско-американских переговоров по широкому спектру проблем внешнеполитического характера.
Не стоить забывать, что уход американских военных из Киргизии должен быть процедурно оформлен. В частности, МИД Киргизии должен вручить соответствующую ноту внешнеполитическому ведомству США. Кроме того, решение К.Бакиева об уходе американцев с базы должен быть утвержден парламентом страны. Впрочем, учитывая уровень антиамериканских настроений в парламенте — и в рядах партии власти, и в рядах оппозиционных фракций, нетрудно догадаться, какой получится результат.
К.Бакиев даже не стал скрывать мотивировочной части своего решения о прекращении использования базы «Манас» вооруженными силами коалиции. Он объяснил это вопросами экономического характера, а также негативным резонансом функционирования базы в обществе.
США никогда не были серьезным экономическим партнером для Киргизии, не были серьезным инвестором и значимым партнером Бишкека в сфере обеспечения безопасности. Присутствие авиабазы оправдывалось все эти годы лишь интересами военной операции в Афганистане, на самом же деле база являлась опорной точкой для реализации геополитических интересов США, находящихся в серьезной конкуренции с региональными интересами Китая и России.
На этом фоне контрастно выглядят киргизо-российские отношения.
Доля РФ во внешней торговле КР составляет 35,3%. В 2007 г. объем двустороннего товарообмена достиг $1,2 млрд. За январь-август 2008 г. он составил $1,18 млрд., увеличившись на 58% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Отправляясь в Москву, Курманбек Бакиев пообещал, что вернется домой «со значительными инвестициями». Это и произошло: было подписано соглашение о выделении Киргизии со стороны РФ $150 миллионов в виде гранта, а также $300 миллионов в качестве льготного кредита под 0,75% годовых сроком на 40 лет и с 7-летней отсрочкой выплаты. Киргизия также договорилась о списании внешнего долга КР в объеме $180 миллионов в обмен на 48 процентов акций предприятия «Дастан» (торпеды и другая БТиВ для флота). Также по итогам переговоров было заключено межправительственное соглашение о строительстве в Киргизии Камбаратинской ГЭС-1.
Ситуация прошлой и нынешней зимой в Киргизии складывалась достаточно сложно и понятно, что эти сложности, переживаемые дружественной России республикой, внесли коррективы в российские финансовые обязательства. Поэтому краткосрочный, единовременный платеж −150 млн. долларов, который, очевидно, Киргизия получит в самые ближайшие дни, ориентирован в первую очередь на то, чтобы снять ту сложную ситуацию, которая сложилась в стране. КР балансирует на пороге, по сути дела, катастрофы. Разваливается энергетический сектор, кризис неплатежей, веерные отключения, остановка предприятий. Т.е. полный набор «удовольствий», который был в прошлом году, но ситуация осложняется тем, что постепенно начинает вновь нарастать социальное недовольство населения, и этим недовольством активно пользуется оппозиция.
Понятно, что Россия абсолютно не заинтересована в том, чтобы в этой республике раскачивалась ситуация. Во-первых, там находится наш военный объект. Военная база Организации Договора о коллективной безопасности в Канте в 40 км от авиабазы Манас. Она номинально является базой ОДКБ, но де-факто это российская военно-воздушная база. На ней находится и штурмовая авиация, военно-транспортная авиация, вертолеты, т. е. все авиационные компоненты, которые необходимы в случае решения задач по локализации возможных бандформирований. Летом-осенью 1999 и 2000 годов такой базы в Киргизии не было, и страна оказалась в очень сложной ситуации, когда через территорию Таджикистана из Афганистана пришли боевики Исламского движения Узбекистана. Страна почти ничего не смогла противопоставить этим нескольким сотням бандитов. Сейчас, если предположить гипотетически подобного рода ситуацию, все эти банды могли бы быть уничтожены российскими штурмовиками в течении двух-трех суток. В нынешней ситуации база ОДКБ является де-факто гарантом безопасности Киргизии.
Авиабаза же в Манасе выполняет иную функцию. Изначально она была введена на территорию Киргизии, как вчера сказал Курманбек Бакиев, на год, максимум на два для логистического обеспечения операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане. Точнее говоря, активной фазы этой операции, на время свержения режима талибов и локализации основных бандгрупп на афганской территории. Сейчас уже прошло восемь лет с этого времени. И американцы уже даже и забыли о тех обещаниях, которые они давали даже на уровне президента Буша о том, что база вводится временно, что как только ситуация в Афганистане немного успокоится, они ее выведут. Сейчас об этом никто и не вспоминает. Но, судя по всему, база будет закрыта, и я считаю, что в целом это весьма грамотный и умный ход и со стороны Киргизии и со стороны России.
Стоит добавить, что теперь можно уверенно ожидать, что некие контрмеры американцы против нынешнего руководства КР будут предприняты, и одно из главных направлений активности в этом смысле — работа с киргизской оппозицией, в том числе — путем предоставления ей различных ресурсов. Смысл этих действий — в дестабилизации политической ситуации в республике, вплоть до попыток реализации очередной «оранжевой» революции и попытка протащить к руководству страны какого-то «киргизского Саакашвили». Оппозиция уже прямо говорит, о том, что, как только холода станут не такими серьезными, как сейчас, она выведет людей на улицы и поменяет власть.
Чем проверяется успешность или не успешность этих переговоров? Откликами западных СМИ. Наши «друзья», уже обрушились на Киргизию с ее «авторитарным режимом Бакиева», и на Россию с «ее имперскими замашками» «купившую вывод мирной американской базы». Такая реакция — самый наглядный показатель успешности переговоров.
Естественно, возникает вопрос влияния решения о выводе базы из КР на общерегиональную ситуацию и обстановку в Афганистане.
Влияние же самого «афганского фактора» на Центральную Азию пока опосредовано. Ясно, что Афганистан транслирует нестабильность. Это помимо наркотиков, рост исламистских экстремистских настроений, деструктивных явлений в самих центрально-азиатских государствах. Имея под боком страну, где постоянно идет война, приходится отвлекать значительную часть своих, и без того не слишком обильных, ресурсов на укрепление национальной безопасности. Приходится это делать и в одностороннем порядке, и участвуя в международных организациях, призванных защищать стабильность – ОДКБ и ШОС. Никто не может предсказать, как поведет себя «афганская пороховая бочка», если американцы удвоят военный контингент. Я не большой поклонник такого «друга России», как Збигнев Бжезинский, но согласен с ним в том совете, который он давал господину Обаме еще летом прошлого года, после визита последнего в Афганистан. Тогда пошла речь о выводе части войск из Ирака, отправке их в Афганистан и «решении» вопроса. Бжезинский сказал, что таким образом американцы пойдут по советскому пути. Я думаю, что с ним можно согласиться. Если американцы примутся наращивать военную активность в Афганистане, то один в один повторят советский опыт. Потом они уйдут, основательно разворошив страну, а расхлебывать всю эту «кашу» придется ближайшим соседям. Понятно, что такая перспектива не греет ни одну из центрально-азиатских республик. Все желают стабильности, хотя бы на том небольшом уровне, который существует сейчас. В противном случае, последствия не только для Центральной Азии, но и для Китая, Ирана, России, имеющей прозрачную границу с регионом, окажутся совершенно непредсказуемыми, негативными и очень растянутыми во времени.
Возникнет много проблем – беженцы, оружие, вооруженные экстремисты, наркотики, активность самых разнообразных спецслужб и т.д. Мы получим ситуацию, кардинально худшую по сравнению с тем, что наблюдалось накануне убийства Ахмад Шаха Масуда.
Афганистан – один из главных «нервов» Евразии. Во всяком случае, пока американцы и НАТО топчутся в этом «болоте», оттягивая на себя значительное количество экстремистов. Там ведь не только талибы. Согласен с профессором А.Князевым в том, что талибы, по большому счету, — миф и уместнее говорить о вооруженных движениях, оппозиционных нынешнему «бургомистру Кабула» Хамиду Карзаю. Вся эта оппозиция чохом записывается в «талибы». Нестабильность постепенно нарастает. Будет ли верным шаг, который хочет предпринять Барак Обама – нанести решительный удар, сконцентрировать силы и подавить сопротивление? Совершенно не уверен.
В самом Афганистане, по линии официальной власти и по линии оппозиционных сил, растет понимание того, что присутствие иностранных войск в стране с каждым годом становится все более раздражающим. Отсюда внимание к другим предложениям, например — к организации широкой международной конференции, к возможности налаживания мирного диалога, в том числе и с теми силами, которых западные СМИ огульно называют талибами или «Аль Каедой». Необходимо включение регионального фактора для стабилизации ситуации. Внерегиональный фактор делает упор на силовые методы, а не на развитие экономики и социальной сферы, не способствует эффективности работы официальных властей. Средства разворовываются не только афганскими чиновниками, но и чиновниками, контролирующими афганских чиновников. Количество наркополей и лабораторий увеличивается. Необходимо включение регионального фактора, или регионального в кооперации с внерегиональным. Запад же пока не смог предложить ни афганскому обществу, ни соседям Афганистана, никакой внятной модели стабилизации.
Россия теперь рассматривает вопрос стабильности в Центральной Азии через призму участия Москвы в переговорах с США по вопросу Афганистана. Москва демонстрирует намерение рассматривать вопрос северных маршрутов /прим.- доставки грузов и новых контингентов в Афганистан/ в увязке с российскими интересами в этом регионе. Как сейчас Америка строит свою политику в отношении Афганистана — Россию не устраивает. США сейчас меняют тактику ведения операции в Афганистане, ни с кем не советуясь. Однако очевидно, что на афгано-пакистанской границе каждый день пропадают грузы, поэтому актуальность северного маршрута возрастает.
После вчерашних заявлений по Манасу, Россия, образно говоря, перебросила мяч на поле американцев. Выдворение американских военных с киргизской авиабазы – это message, который Россия посылает американцем. Можно предположить, что руководство России сможет подверстать к переговорам с американцами по ситуации в Центральной Азии и проблему американской ПРО в Европе, и проблему вступления Украины и Грузии в НАТО и ряд других мировых проблем.
Пока не ясно, как быстро Москва и Вашингтон придут к пониманию неизбежности новых переговоров по ключевым проблемам внешнеполитического характера. В СМИ ранее появлялась информация о том, что встреча Д.Медведева с Б.Обамой может состояться 2 апреля.