×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/avtorskaya-programma-konstantina-zat-135/
Новости
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
15 ноября
Авторская программа Константина Затулина «Русский вопрос» от 02.11.2016
18:00 , 2 Ноябрь 2016
3
0

В сто тридцать седьмой передаче цикла «Русский вопрос»:

  • Накануне Дня народного единства (Труды и дни Федерального агентства по делам национальностей);
  • Шаткий мост над бурными водами (Усилят ли Польшу с Украиной совместные попытки очернить СССР);
  • «Царь моря» (Выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее).

В передаче принимают участие:

Игорь Баринов, руководитель Федерального агентства по делам национальностей; Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии; Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования; Галина Чурак, куратор выставки «Иван Айвазовский» в Государственной Третьяковской галерее.

ООО «Русский вопрос» благодарит Фонд поддержки социальных инициатив ПАО «Газпром» за помощь и поддержку при подготовке программы.

Стенограмма

К.Затулин: Здравствуйте. В эфире программа «Русский вопрос» и я, Константин Затулин, ее автор и ведущий. В нашем выпуске:

– Накануне Дня народного единства (Труды и дни Федерального агентства по делам национальностей);

– Шаткий мост над бурными водами (Усилят ли Польшу с Украиной совместные попытки очернить СССР);

– «Царь моря» (выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее).

Накануне Дня народного единства

К.Затулин: Наша программа выходит в эфир накануне Дня народного единства. Наверно не ошибусь, если скажу, что в наши дни слово «единство» в речах политических деятелей чаще всего соседствует со словом «испытание». Во всяком случае, в России, где таких испытаний за последние два с половиной десятилетия было больше чем достаточно.

Сейчас ситуация иная, чем была в 90-е годы и даже еще совсем недавно – до «Русской весны» в Крыму в 2014 году. Но попытки противопоставить русский народ российскому государству предпринимаются, нанося тем самым урон народному единству: одни русские с болью переживают трагедию наших на Украине и зовут на помощь Донбассу, а другие седлают Парнаса в попытке повести за этим Троянским конем русские марши.

Наша программа попросила ответить на интересующие нас «русские вопросы» Игоря Баринова, полтора года назад приступившего к руководству вновь созданного Федерального агентства по делам национальностей.

Сюжет: Игорь Вячеславович Ба́ринов — родился в 1968 году в семье военных. Окончил Новосибирское Высшее военно-командное училище имени 60-летия Октября. Служил в ВДВ, а затем в группе «Альфа» ФСБ России. Участвовал в контртеррористической операции в Чечне. Был трижды ранен. Кавалер боевых орденов. Полковник.

В 2003 году избран депутатом Четвертой Государственной Думы. Переизбран вновь в Пятую и Шестую, в 2007 и в 2011 годах. Работал заместителем председателя комитета Госдумы по обороне. Со 2 апреля 2015 года – руководитель Федерального агентства по делам национальностей.

К.Затулин: Игорь Вячеславович, с восстановлением Федерального агентства по делам национальностей существование национального вопроса вновь признано на федеральном уровне, в структуре органов государственного управления. Полтора года назад Вы стали новым руководителем нового агентства. Длительное время национальная политика в России была ориентирована почти исключительно на национальные меньшинства. В результате имел место рост недовольства среди русского большинства. В какой мере современная национальная политика в целом и деятельность Агентства в частности ориентированы на интересы государствообразующего русского народа?

Сюжет (Игорь Баринов, руководитель Федерального агентства по делам национальностей): В своей работе мы стараемся не разделять народы нашей страны, поэтому мы и называемся – Федеральное агентство по национальной политике, чтобы политика в области этноконфессиональной приводила к тому, чтобы люди в не зависимости от национальности, вероисповедания, места жительства чувствовали себя защищенными, не испытывали дискриминации.

Конечно, есть проблемы, что их скрывать?! Если, в среднем, по больнице температура очень хорошая, я уже об этом говорил, 5 % людей только сталкивались с дискриминацией, то есть болевые точки в которых ситуация не такая гладкая. Для себя мы определили 15 регионов где есть проблемы в этноконфессиональной сфере, и сейчас совместно с руководством этих регионов мы разрабатываем дорожные карты для того, чтобы уйти от этих проблем, чтобы избавиться от них, чтобы их каким-то образом локализовать. Есть проблемы в тех территориях, где русские составляют национальное меньшинство, это исторически так сложилось, досталась нам с 90-х годов после распада Советского Союза, и одномоментно просто решить сейчас все проблемы, связанные с самочувствием русских в национальных республиках, конечно сложно. И все-таки, в большей степени эти проблемы связаны с социально-экономическими факторами, чем с национализмом и неприязнью.

К.Затулин: В последние годы все чаще в официальных документах встречается понятие «российская нация». Отменяет ли, по-Вашему, общегражданская идентичность «российская нация» само понятие «Русский народ»? Не пытаемся ли мы вновь создать «новую историческую общность», а если пытаемся, то какое место и роль в ней отводится исторически существующим народам России?

Сюжет (Игорь Баринов): Россия исторически формировалась как многонациональное государство: и татары, башкиры, кумыки, калмыки и аварцы ее считают своей родиной. И когда мы пытаемся сталкивать различные идентичности: национальную, религиозную, общегражданскую – мне кажется, что это очень неконструктивно, непродуктивно. Ведь идентичности очень характерны, вот эти многоуровневые идентичности очень характерны для России и человек может быть на Кавказе кумыком, вернее, в Дагестане – кумыком, на Кавказе – дагестанцем, в России – кавказцем, а за рубежом его все равно назовут русским.

И на мой взгляд, очень важно, чтобы среди этих многоуровневых идентичностей, и профессиональных, и религиозных, общегражданская – была все таки на первом месте. И к счастью, как показывает социология, это во много происходит, и вот это соотношение общегражданской идентичности в последние годы самое благоприятное за все существование нового Российского государства после 91 года.

К.Затулин: В «нулевые» и начале «десятых» проблема межнациональных отношений была едва ли не самой острой в России. Всем памятны столкновения на межнациональной почве. В последние два года – явное затишье. С чем это связано?

Сюжет (Игорь Баринов): Да, не случайно, после 2004 года, когда перестало существовать Министерство по делам национальностей, эти проблемы, проблемы этноконфессиональные, во многом были пущены на самотек, и ими занимались различные министерства и ведомства, и во многом из-за этого, из-за тех процессов которые шли внутри страны, миграционные процессы, внутренние, внешние, напряженность в этноконфессиональной сфере стала нарастать и привело к тем неприятным событиям которые были в Кондопоге, в Бирюлево, на Манежной площади.

К счастью, мы вовремя осознали угрозу и опасность конфликтов в этноконфессиональной сфере и поступательно, системно начали решать эти проблемы. Была разработана стратегия национальной политики, был создан Совет при Президенте по межнациональным отношениям, в конце концов, создано наше Федеральное агентство по делам национальностей. И это система работ на федеральном уровне, на региональном – где тоже созданы структурные подразделения Министерства, Департаменты Управления, которые занимаются именно межнациональной проблематикой межконфессиональной проблематикой, привело к тому, что упорядочение, в значительной степени миграционных процессов, более внимательное отношение как на федеральном, так и в регионах, в этой ситуации стало приводить к тому, что проблемы – межнациональные и межконфессиональные стали уходить на второй план. Если, буквально, еще несколько лет назад в любом социологическом опросе они соперничали с уровнем заработной платы, с ценами, с ЖКХ, то сейчас это ушло на второй, я бы даже сказал, на третий план.

Ну и плюс, конечно же, не могли не оставить след те серьезные события в жизни страны, которые происходили за последние годы – это и Олимпиада в Сочи, это и воссоединение Крыма с Россией, это события на Украине, это международное давление на нашу страну – все это сплачивает нацию, сплачивает людей вне зависимости от их национальности и вероисповедания.

Ну и хочется верить, что мы, как Федеральное агентство, тоже свой вклад в это вносим. Мы создали систему мониторинга межнациональных, межконфессиональных проблем, конфликтов, и сейчас фактически в режиме онлайн отслеживаем, чтобы та или иная конфликтная ситуация локально не переросла в какое-то масштабное столкновение людей разных национальностей и вероисповеданий.

К.Затулин: Ваше Агентство наладило постоянный мониторинг межнациональных отношений, что говорят его результаты?

Сюжет (Игорь Баринов): Первый общероссийский опрос мы провели в этом году и получили такую, в принципе, очень благоприятную картину: если брать в среднем по стране, то цифры очень благоприятные – лишь 5 % заявляет о том, что они испытывают дискриминацию по национальному признаку. Вот, если задавать вопрос по-другому – «Испытывают ли люди недоверие к человеку другой национальности, другого вероисповедания?», то здесь обстановка несколько хуже – 17% говорят, что в той или иной мере они это недоверие испытывают. Но опять же, если брать цифры еще, букавльно там, 13-го года социологических опросов, когда почти каждый пятый в нашей стране говорил о том, что он не исключает конфликтов, больших значимых конфликтов на национальной почве. А о наличии проблем – об этом говорило практически больше половины из опрошенных людей, то конечно же, ситуация стабилизировалась.

К.Затулин: С какой целью Вы организовали проведение этнографического диктанта? О чем говорят его итоги?

Сюжет (Игорь Баринов): Главная цель большого этнографического диктанта – это привлечь внимание и заинтересовать наших людей историей, культурой, традициями национальностей, которые исторически проживают в нашей стране. И диктант, на самом деле, вызвал достаточно большой интерес, и самой юной участницей была 12-летняя девочка из Ульяновска, а самому взрослому участнику – это был мужчина из Мордовии, ему было 80 лет. Мы даже не ожидали, что в первый год проведения диктанта он вызовет такой ажиотаж, и оказалось, что мы это не планировали и две площадки были даже за рубежом – в Турции и Швейцарии. Теперь наши планы на будущее изменились, и я думаю, что там где достаточно большие диаспоры за рубежом, мы тоже будем организовывать и проводить этнографический диктант – это Израиль, Америка, и Латинская Америка. Думаю, что с миром мы в состоянии сотрудничать и организовать эти мероприятия за рубежом. Но, в первую очередь, конечно же, он был направлен внутрь страны, потому что знания о традициях, о культуре, об обычаях, о кухне, об одежде другого народа, оно, конечно же, обогащает.

И это своего рода, такая, профилактика от ксенофобии, от радикализма. Некоторые результаты я бы хотел озвучить: средний бал по написанию был – 54 балла из 100, но взрослые участники от 30-40 и выше лет, они показали гораздо более серьезные знания, чем молодежь. Вот это вот настораживает, и именно в молодежной аудитории, в будущем, именно на нее и будет нацелен этнографический диктант.

К.Затулин: Какого сегодняшнее состояние дел с казачеством? Казачество – часть русского народа или отдельный народ?

Сюжет (Игорь Баринов): Конечно, я не могу отделять казачество от русского народа, я сам родился в столице Донского казачества – в Новочеркасске, и у меня внутренние переживания, очень эмоционально я эту тему всегда воспринимал и воспринимаю, и то что сейчас мне приходится вплотную взаимодействовать с казачеством, казачьими войсками, меня конечно же это радует и накладывает очень большую ответственность. Да, не во всех регионах, к сожалению, одинаковыми темпами идет проект восстановления, реабилитации казачества, и по большому счету, он получился только в одном регионе – это в Краснодарском крае, где на сегодня казачество является огромной силой, и тем фактором, который влияет практически на всю, на все процессы жизни Краснодарского края: экономический, социальный, политический, и, что очень важно, воспитательный и нравственный.

Потому что когда ребенок приходит в школу и он видит, что школу охраняет подтянутый, в исторической форме казак, он совсем по-другому задумывается об истории своего края, об истории казачества, и по-другому воспринимает историю своего края, своей страны.

Без мощной поддержки глав субъектов, региональных властей очень сложно вновь запустить проект «Казачество» даже в тех регионах, где казачество исторически существовало: на Дону, в Ставропольском крае. И отрадно видеть, что сейчас руководство этих регионов достаточно много прилагает усилий к тому, чтобы казачество вновь стало в этих регионах мощной силой, чтобы восстановить историю, традиции казачьего войска. Я надеюсь, что совместными усилиями совместно с Советом при Президенте по делам казачества нам удастся преодолеть те системные проблемы, которые сейчас существуют – это и разделение, и где-то может быть даже и конкуренция реестровых и не реестровых казачьих войск, это и проблема с государственной службой. Есть некоторые законодательные ограничения, правовые. Надеюсь, что в ближайшее время мы совместными усилиями эти проблемы преодолеем.

К.Затулин: 4 ноября в Кремле будет первое вручение Премии за укрепление единства российской нации. В чем смысл и значение этой награды и кто, по-Вашему, может на неё претендовать в первую очередь?

Сюжет (Игорь Баринов): На самом деле, премия очень ожидаемся, за вклад в укрепление единства российской нации, о ней уже говорили много лет, и то что сейчас, 4 ноября впервые Президент ее будет вручать, мне кажется, послужит очень хорошим примером общественным организациям, политическим деятелям, главам субъектов, особенно это касается, может быть, национальных субъектов, для того, чтобы еще более внимательно относиться к вопросу касающемуся межнациональных отношений и межрелигиозных отношений.

Мне кажется, что премия может послужить очень таким серьезным стимулом, в том числе и для творческих коллективов, которые пытаются говорить языком культуры, искусства, кинематографа о такой серьезной и важной теме как межнациональные отношения.

И я двумя руками голосовал за то, чтобы одним из претендентов и номинантом на эту премию стал фильм «Коробка». Творческий коллектив этого фильма, который его создал, я просто собственными глазами видел, как молодые люди реагировали на эту очень серьезную тему – молодежного национализма в Дагестане, когда мы вместе с главой республики Рамазаном Гаджимурадовичем Абдуталиповым были на премьере этого фильма, и я видел, какое впечатление он производил на ребят, которым было от 14 до 20 лет. И, кавказцы очень сдержанный, с одной стороны, народ, который иногда сдержанный в эмоциональном плане. В общем, я видел какое впечатление производил этот фильм на молодых ребят, с какими эмоциями они выходили.

Резюме К.Затулина: Выступая на прошлой неделе на заседании Международного Валдайского клуба в Сочи, Президент Путин, отвечая на вопрос, в чем состоят национальные интересы Российской Федерации, сказал, что то, что хорошо для русского человека, то и национальные интересы России и вообще народов Российской Федерации. «Вопрос не в том, чтобы любой ценой продвигать эти национальные интересы, вопрос в том, как это делать» (это цитата).

Государствообразующая роль русского народа в России ни в чем так не проявляется как в способности или неспособности нести ответственность за российские национальные интересы. Их верное понимание и успешное продвижение и есть главное условие народного единства.

Шаткий мост над бурными водами

К.Затулин: Украина и Польша решили «дружить против общего врага», каким они считают Россию. Выдающимся памятником такой дружбы стало принятие 20 октября 2016 г. совместной Декларации Памяти и Солидарности Сейма Республики Польша и Верховной Рады Украины. Декларацию должна принять также еще и Литва, но только ждет итогов парламентских выборов.

Сюжет: Что гласит текст Декларации?

«Мы, представители Сейма Республики Польша и Верховной Рады Украины,

Совместно и одновременно принимаем эту Декларацию Памяти и Солидарности, чтобы отдать дань миллионам жертв, которые понесли наши народы во время Второй мировой войны, и осудить внешних агрессоров, которые пытались уничтожить нашу независимость.

Мы привлекаем внимание к тому факту, что пакт Риббентропа-Молотова от 23 августа 1939 года, заключенный между двумя тоталитарными режимами – коммунистическим Советским Союзом и нацистской Германией, привел к взрыву 1 сентября Второй мировой войны, вызванной агрессией Германии, к которой 17 сентября присоединился Советский Союз. Следствием тех событий была оккупация Польши Германией и Советским Союзом и массовые репрессии против наших народов. Те события привели также к принятию в Ялте в 1945 году решений, которые начали новый этап порабощения всей Восточной и Центральной Европы, длившийся полвека».

В польском Сейме за принятие документа проголосовали 367 депутатов из 460 конституционного состава. За соответствующее решение в Верховной Раде Украины проголосовали 243 народных депутата из 450 депутатов конституционного состава. Решение принято в обоих случаях.

К.Затулин: Парламенты Польши и Украины сделали все это, конечно, не только по прихоти правящей верхушки названных стран, но прежде всего – во исполнение общей политики Запада, дирижируемой из Вашингтона и направленной на морально-политическую изоляцию России.

Сюжет: Ради всего этого вновь муссируется давний тезис о «равной ответственности» Советского Союза и гитлеровской Германии за развязывание Второй мировой войны, на котором держится, например, известная резолюция ПА ОБСЕ «Об объединении разрозненной Европы», принятая 3 июля 2009 г. в Вильнюсе. Этот тезис не только лежит в основе ряда уже принятых законов и постановлений в странах Прибалтики или той же Польши, но и вписан в учебники многих западных стран. Их цель – пересмотреть итоги Второй мировой войны. Выставить СССР агрессором, признать себя жертвами.

Понятно, что в угоду политической конъюнктуре сегодня исторические факты произвольно заменяются мифами. Причем иногда настолько же нелепыми, насколько и беззастенчивыми. Так, в канун 77-й годовщины начала Второй мировой войны министр обороны Польши Антоний Мачеревич говорил: «Этой войны, этой страшнейшей драмы не было бы, если бы не российско-немецкий союз, если бы не пакт Молотова – Риббентропа, если бы не заговор Гитлера и Сталина». А бывший украинский премьер Арсений Яценюк переплюнул всех, заявив во время пребывания в Берлине: «Мы все хорошо помним вторжение СССР в Германию и на Украину».

К.Затулин: В общем-то, в случившемся нет ничего удивительного и неожиданного.

Русофобия в Польше зашкаливает давно, антироссийская истерия подогревается регулярно – взять хотя бы недавнюю попытку пересмотреть версии о крушении самолета с польской элитой под Смоленском.

Да и на Украине, где сегодня к власти пришел Степан Бандера в лице своих последователей и почитателей, русофобия стала идеологией государства.

Удивительно другое. В жару антироссийской лихорадки авторы Декларации не заметили, что мимоходом нанесли ощутимые удары совсем не по тем целям, которые намечали.

Сюжет: Проклиная решения, принятые в Ялте 1945 года, декларанты явно забыли, во-первых, что они принимались в той же мере Америкой и Англией, как и Советским Союзом, а во-вторых, что с Ялты стартовал процесс установления послевоенных границ. От чего больше других выиграла Польша, прирастившая за счет германских земель свою территорию на добрую треть, но выиграли также и Литва, и Украина. Украинская ССР, благодаря настойчивости Сталина, еще и получила тогда место учредителя ООН. Бросая тень на Ялту, Тегеран или Потсдам, нынешние политиканы тем самым осуждают горячо ими любимые Соединенные Штаты и Великобританию, а по сути – все послевоенное мироустройство как основанное на результатах «агрессии тоталитарных держав».

К.Затулин: Напомним о некоторых из этих результатов, отменить которые было бы невозможно, не разрушив те же Польшу, Украину и Литву.

Сюжет: Независимость Польши была установлена еще до окончания Второй мировой войны Договором между СССР и Польской Республикой о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, который был подписан 21 апреля 1945 года.

Главную роль в возрождении Польши сыграла Красная армия, освободившая польскую территорию от гитлеровских захватчиков. Только безвозвратные потери (не считая санитарных потерь – раненых, контуженых, обмороженых бойцов) наших войск составили при освобождении Польши – более 600 000 человек.

По окончании войны Польша приросла огромными территориями Поморья, Силезии, двумя третями Восточной Пруссии. На этих границах настоял лично Иосиф Сталин на конференции в Тегеране и в Ялте. Об этих землях до войны поляки не смели и мечтать – например, Поморье и Восточная Пруссия вообще никогда не входили в состав Польши как таковой, поскольку были территорией полабских славян, а не поляков.

Взамен этого территории, принадлежавшие Польше до войны, но занятые советскими войсками в 1939 году, остались во владении Украины, Белоруссии и Литвы – и остаются до сих пор. Украина присоединила всю Галичину и Волынь, а Литва – Виленскую область с нынешней столицей своего государства. Белоруссия почти удвоила объем своих границ. Исторически это земли Киевской и Галицкой (Червоной) Руси, домен русских князей, вернувшийся в свои исконные исторические границы. И только Россия (РСФСР) от территориальных изменений 1939 года не получила ничего.

К.Затулин: Как видим, отрицание результатов договоренностей великих держав – союзниц и победительниц – чревато большим пересмотром границ в ряде стран Центральной Европы, включая те, что подписали Декларацию 20 октября.

Первыми сообразили про опасность Декларации для своих национальных интересов белорусы и потомственные украинские националисты.

Цитата (Леонид Школьников, координатор белорусского общественного объединения «За союз и коммунистическую партию Союза»): «Западные предпочтения нынешнего руководства Украины привели к политическому маразму: Верховная Рада, приняв Декларацию памяти и солидарности в связи с 77-летием освобождения Западной Украины и Белоруссии и воссоединения их с УССР и БССР, фактически признала правомерность притязаний Польши на Западную Украину и Белоруссию».

Цитата (Юрий Шухевич, депутат Верховной Рады Украины, сын главаря УПА Романа Шухевича): «Смейтесь, паяцы! Вы знаете, за что вы голосовали? За то, что мы, якобы, от пакта Молотова-Риббентропа потеряли независимость? Нет, господа, с этой Декларации исходит, что пакт Молотова-Риббентропа был незаконный, и в результате него началась Вторая мировая война, и в результате Польша была оккупирована. Тем самым они рассматривают, что наши западные земли – это польские земли. Там есть такой глубокий вывод – и поляки не зря нам сбросили это. Они претендуют, так было видно из обсуждения в польском Сейме, на изменение нашего закона о борцах за свободу Украины. Вот, за что вы голосовали, не думая. Поэтому, смейтесь, паяцы!»

К.Затулин: Что ж, озабоченность крепких задним умом бандеровцев понять можно. Ведь история присоединения к Украинской ССР Западной Украины просто хорошо известна.

Сюжет: Следует подчеркнуть, что окончательное вхождение 5-ти западно-украинских областей плюс еще одна область – Закарпатье, некогда входившее в Чехословакию, – стало возможно только благодаря переговорам в Тегеране, в Ялте и Потсдаме. Потому что до этого западная граница СССР западными странами не признавалась. Только в результате этих переговоров территории со Львовом, Луцком, Ковелем, Станиславом (который ныне Ивано-Франковск), Тернополем вошли в состав Украинской ССР. При этом население города Львова на 80% состояло из поляков, которые подверглись изгнанию и геноциду со стороны украинских националистов.

Тем, кто призывает признать юридически ничтожным пакт Молотова-Риббентропа, следует напомнить, что именно в результате упомянутого пакта в 1939 году украинские территории нынешней Галитчины и Волыни, тогда именуемые восточно-польскими, были присоединены к Украинской ССР. А год спустя такая же участь постигла украинскую Буковину и Бессарабию, которые были отторгнуты от Румынии.

Все это было утверждено на упомянутой Ялтинской конференции упомянутыми Сталиным, Рузвельтом и Черчиллем. Кроме того, в 1945 году частью Украинской республики стало Закарпатье, до войны находящееся в составе Венгрии.

До 20 октября сего года в отношении данных территорий действовал ряд юридический установлений, например, закон «О правопреемстве Украины» Украина подтверждает свои обязательства по международным договорам УССР и Союза ССР, которые не противоречат Конституции Украины и интересам республики. А ст. 1 двустороннего договора о границе с Польшей, например, полностью подтверждает линию границы, определенную советскими договорами.

Но теперь, как следует из Декларации, Киев уже не подтверждает полученную в 1945 и 1951 гг. линию границы с Польшей. А значит, можно и восстановить «историческую справедливость».

Теперь Польша может реально требовать отмены всего, что случилось с ней после подписания «незаконного пакта». Фактически возврата ей «Всходных Кресов» – трех областей Галичины, которые были переданы ей после крушения в 1918 году Австро-Венгерской империи и отвоеваны Варшавой в ходе советско-польской войны 1919-1921 годов. В 1923 году сначала Совет послов Антанты, а затем и Лига наций признали вхождение этих западноукраинских земель в состав Польши без всяких оговорок.

Кроме того, в ноябре 1938 года Венгрии по решению так называемого «Первого Венского арбитража» были переданы южные (равнинные) районы Словакии и Подкарпатской Руси (совр. Закарпатской области Украины) с городами Ужгород, Мукачево и Берегово с населением более 1 млн. человек. В том случае, если пересмотор итогов Второй мировой войны продолжит набирать обороты, то к совместной Декларации Украины и Польши могут присоединиться парламенты Чехии, Словакии и Венгрии и тогда проблема передела украинской территории обострится еще сильнее..

К.Затулин: Что ж, принятая Радой и Сеймом «Декларация памяти и солидарности», как видим – не пустой документ, он способен пошатнуть устои, сдвинуть лавину территориальных претензий. Вполне можно предположить, что если правящий украинский режим зашатается, то операция по отделению трех западных областей Украины, ранее входивших в состав Польши, встанет в повестку дня. Общественное мнение Польши давно подготовлено к такому повороту.

Сюжет: 14 апреля 2015 года в Польше была создана неправительственная организация «Реституция Кресов», то есть «Восточных окраин Польши». Как утверждают польские СМИ, «Реституция Кресов» собрала более тысячи пакетов документов «для обращения в суд для возвращения имущества, оказавшегося после Второй мировой войны на территории Украины». Сейчас в Польше насчитывается около 150 тысяч потенциальных наследников западноукраинского имущества, а сумма исков польских наследников к Украине, которые могут быть предъявлены практически во всех городах и территориях Западной Украины, может составлять 5 миллиардов долларов.

К.Затулин: Кого боги хотят наказать – лишают разума. В конце концов, вернется ли на Украину запущенный Верховной Радой бумеранг – это уже не наша проблема.

Для нас важнее заглянуть в историю, чтобы понять, есть ли вообще каакие-то разумные основания у означенной Декларации. Поляки и украинцы обвинили сегодня СССР в развязывании Второй мировой войны. Забыв о том, во-первых, что Украина в то время называлась Украинской ССР и была неотъемлемой частью Советского Союза, а значит, разделяет всю ответственность за все решения СССР. А во-вторых, о поведении Польши в те предвоенные годы.

Сюжет: Польша как самостоятельное государство появилось на карте Европы ХХ века только в результате поражения Германии и Австрии в ходе Первой мировой войны, а также Гражданской войны в России. Воспользовавшись развалом соседних империй, поляки смогли восстановить свою давно утраченную государственность. Переход в руки Польши земель, более чем на половину заселенных немцами, остро переживался в Германии.

Впрочем, Гитлер, хоть и писал еще в «Майн кампф» о необходимости решать за счет Польши и России проблему «жизненного пространства» для немцев, не пренебрегал и дипломатией. Пакт Пилсудского – Гитлера от 26 января 1934 г., официально именовавшийся «Декларацией о неприменении силы между Германией и Польшей», позволил фюреру добиться возвращения Саара под юрисдикцию Германии и осуществить ремилитаризацию Рейнской области, не опасаясь удара с тыла – с польской стороны. Об этом сегодня в Польше не вспоминают.

В то время поляки считали, что находясь между Германией и СССР, следует больше опасаться Советов.

Цитата (Юзеф Лукасевич, посол Польши во Франции, 1938 г.) «В случае оказания Советским Союзом помощи Чехословакии Польша готова к войне с СССР плечом к плечу с Германией. Польское правительство уверено в том, что в течение трех месяцев русские войска будут полностью разгромлены и Россия не будет более представлять собой даже подобия государства».

Сюжет: Сегодня поляки считают «Пакт Молотова – Риббентропа», а не Мюнхенское соглашение 1938 года началом Второй мировой войны. Но дело в том, что раздел Чехословакии соответствовал алчным чаяниям Польши. Почему же поляки сегодня не вспоминают о том, что в 1938 году, буквально на третий день после «Мюнхена», Польша незамедлительно приступила к отторжению от Чехословакии Тешинской области: 2 октября польские войска оккупировали Тешинскую Силезию – территорию в 1000 квадратных километров с 230 000 жителей, где проживало лишь 80 000 поляков и 120 000 чехов. Разве это не были военные действия?!

К.Затулин: Полякам не хочется помнить сегодня об этом, понятное дело. Как и о том, что Польша тогда же охотно взяла на себя роль щита, прикрывающего Германию от СССР. Ведь Польша наотрез отказалась пропускать через свою территорию к границам рейха войска Красной армии, которые могли бы ее защитить от немецкой агрессии. Немцам поляки верили, русским – нет; но то и другое было очень опрометчиво.

Сюжет: От русских поляки чаяли поживы, а с немцами были готовы с этой целью заключить союз. В январе 1939 г. на переговорах с Риббентропом в Берлине польский министр иностранных дел Ю. Бек так и говорил: «Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Черному морю». Его устами Польша мечтала о границах «от можа до можа», которые должны были возникнуть после совместных военных действий поляков и гитлеровцев против России.

К.Затулин: Среди стран, приближавших Европу к ужасной катастрофе еще с 1938 года следует числить не СССР, который всеми силами стремился к созданию коалиции, могущей противостоять планам агрессора – Германии, а Польшу, которая сегодня пытается валить с больной головы на здоровую.

Чтобы поставить все на место, несколько слов надо сказать о том «пакте Молотова-Риббентропа» который авторы совместной Декларации выдают за точку отсчета Второй мировой.

Сюжет: Понятно, что сам этот Договор, подписанный 23 августа 1939 года, всего лишь за неделю до начала мирового конфликта, стать его причиной, естественно, никак не мог.

Гитлер еще 3 апреля 1939 года, задолго до пакта с СССР и совершенно независимо от него, отдал свое первое указание о подготовке военной операции против Польши (операция «Гельб»). При чем же тут Сталин, Молотов, СССР? Все было решено, их не спрося. Польши в 1939 году не стало не потому, что ее Советский Союз захватил, а потому, что ее основные земли заняла Германия, которая вообще ликвидировала само слово «Польша», переименовав ее в генерал-губернаторство.

Но спросим себя: а что еще должен был делать Советский Союз в 1939 году? Он пытался договориться с Англией и Францией, чтобы создать антигитлеровскую коалицию, но безрезультатно, причем по вине Лондона, Парижа и… Варшавы.

Причем отметим: Советский Союз был последним государством, которое заключило пакт о ненападении с Германией. 30 сентября 1938 между Великобританией и Германией была подписана декларация о взаимном ненападении. Подобная декларация Германии и Франции была подписана 6 декабря 1938. Польша же сделала это еще в 1934 году, гарантировав немцам безопасность на востоке, столь необходимую им для дальнейших дерзаний.

К.Затулин: Есть ли у принятой в Киеве и Варшаве Декларации практическое значение?

Сюжет (Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии): С точки зрения символической политики и «политики памяти» осуждая основы послевоенного миропорядка, конечно, эти государства рубят сук на котором сидят.

Но поскольку это в большей степени пропаганда, чем правоотношения, так скажем, чем обязывающие правоотношения, то они в этой пропагандисткой системе координат стараются извлечь плюсы и просто не обсуждать минусы невыгодной следственности.

Польша не аннулирует то, что она говорила и заявляла на официальном, полуофициальном уровне по поводу Волынской резни, по поводу ОУН УПА, не аннулирует ни в коей мере. Но предлагает те точки сближения, по которым они могут выступить с Украиной единым фронтом, и выступить единым фронтом, как бы сказать, на Польских условиях. Поэтому, задача именно сбалансировать в сфере «политики памяти» ранее принятые жесткие заявления, которые направлены против Украинских националистов межвоенного периода и военного периода Второй Мировой Войны, и привязать Украину вот к этому Польскому мейнстриму «политики памяти» на своих условиях.

Поляки осознают себя именно как заслон для Запада, коллективного Запада от этой силы с Востока, и самосознание Украины в ее самостийном антироссийском обличие.

Сюжет (Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования): По большому счету, итоги одной войне пересматриваются только по итогам другой войны. Они не пересматриваются в рамках пересмотра истории. Учебники вы можете переписать в своем государстве, вы можете учить свои детей совершенно другой, альтернативной истории, любой. Но итоги войны, они фиксируются международно-правовыми документами. Соответственно, надо переписать не историю, надо не политические заявления делать, надо пересмотреть все современное мироустройство. Такое возможно, но возможно только по окончанию текущей гибридной войны, и если в этой войне будет победитель, то есть, если она не закончится компромиссом, а в ней будет именно победитель, то тогда победитель действительно напишет новое мироустройство. Но уж Польшу, Украину и Литву точно никто не будет спрашивать о том, каким они хотят видеть новый мир.

Резюме К.Затулина: «Две слабости, падая друг на друга, образуют силу». Так гений конструктивизма в архитектуре Ле Корбюзье описывал арку. Мост, который пытаются построить между собой Киев и Варшава, пролегает над слишком бурными водами. Политические элиты обеих стран из кожи лезут вон, напрашиваясь на раздачу. Но кто сказал, что это их глупое поведение – от силы, а не от слабости?

Позвольте вам, Украина и Польша, не поверить.

«Царь моря»

К.Затулин: Третьяковская галерея сделала всем нам очередной подарок. После выставок Серова, Рокотова, о которых мы в свое время рассказывали в своей программе, в галерее на Крымском валу уже третий месяц с огромным успехом проходит выставка великого русского художника Ивана Константиновича Айвазовского.

Сюжет: Еще зимой казалось, что повторить успех выставки Серова не удастся долго. Слишком уж длинна была очередь, слишком большим был ажиотаж. Но не прошло и полугода, как очередь выстроилась снова. В этот раз на Айвазовского. Повод – самый значительный – 200-летие со дня рождения художника летом 2017 года.

Сюжет (Галина Чурак, куратор выставки «Иван Айвазовский» в государственной Третьяковской галерее): Каждая выставка уникальна, но эта в том, что мы в одном пространстве собрали картины из многих музеев и частных коллекций. Картины Айвазовского. И представили его в таком очень сильном, и очень выразительном, монографическом облике. Это значит, от начала до конца его творчества… И мы представили его с самых разных сторон.

Не только морские его симфонии, как мы называем морские картины Айвазовского, но и его работы без моря – сухопутные пейзажи. Мы представили картины, в которых он рассказывает – вот это очень важный такой раздел его творчества, интересный, его творчества – картины, где, в которых говорится о крупнейших военно-морских событиях русского флота.

Сюжет: Из 6000 написанных Айвазовским картин в Третьяковской галерее, Русском музее, Центральном Военно-морском музее, в частных коллекциях и экспозициях Петергофа, Павловска, Царского Села отобрано 175 полотен. Среди них не только всемирно известные «Девятый вал», «Черное море» или «Волна», но и картины на библейские сюжеты, пейзажи Крыма и Кавказа, Турции и Италии и даже «Ниагарский водопад», который поразил художника в поездке по Северной Америке. По соседству с минаретами Константинополя, здесь по степям Малороссии бредут чумацкие волы: треть выставки, 55 работ, посвящено суше, а не морю.

Но море под кистью Айвазовского, конечно, царит.

Цитата (Иван Айвазовский): «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Художник должен запоминать их. Сюжет картин слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью».

К.Затулин: «Царь моря» – так Айвазовского называл Николай I. «Света и воздуха», – смело можем добавить мы. На парижской выставке Айвазовского в 1842 году подозрительные посетители заглядывали за холст в поисках ламп или фонарей, якобы подсвечивающих его картины. Позже распространялись слухи, что Айвазовский – глухонемой: только это, дескать, позволяет ему, отрешенному от суеты, так тонко чувствовать и изображать природу.

Секрет Айвазовского не в этом. Всю свою долгую жизнь, – а Айвазовской прожил 83 года, – он трудился не покладая рук. Он писал необыкновенно быстро, по памяти – известен случай, когда в академической аудитории его наградили овацией за картину, которую он в общем присутствии начал и закончил за один час пятьдесят минут. Среди его 6000 работ лишь одна неоконченная – «Взрыв турецкого корабля», за написанием которой он скоропостижно скончался 19 апреля 1900 года.

Сюжет: Иван Айвазовский родился в семье армянского купца Константина Гайвазяна в крымской Феодосии, бывшей генуэзской, а потом турецкой колонии Кафе. При рождении он был крещен Ованесом, что в русском языке соответствует имени Иван. Семья художника все потеряла в эпидемию чумы, отцу Ованеса приходилось браться за любую работу. Но сын рос талантливым и хотел учиться. Он самостоятельно обучился играть на скрипке и благодаря врожденному таланту показывал успехи в живописи.

Детство Айвазовского проходило в обстановке, будившей его воображение. По морю в Феодосию из Греции и Турции приходили маленькие рыболовные суда, а иногда бросали якоря боевые корабли Черноморского флота.

Цитата (Иван Айвазовский): «Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцатых годов, сражающихся с турками за освобождение Греции. Впоследствии я узнал, что сочувствие грекам, свергающим турецкое иго, высказывали тогда все поэты Европы: Байрон, Пушкин, Гюго, Ламартин. Мысль об этой великой стране часто посещала меня в виде битв на суше и на море»

Сюжет: Талант Айвазовского открылся поразительно рано. Уже в 1835 году, когда ему было всего 18, он получает за этюд «Воздух над морем» серебряную медаль второго достоинства. А еще через два года на академической выставке он представил шесть картин и получил высокую оценку общественности и Совета Академии художеств. Наградой стала творческая командировка в Европу, из которой Айвазовский вернулся досрочно, оскорбленный слухами, что он намерен остаться за рубежом.

Еще до этого, по протекции восхищенного его талантом генерала Раевского, в 1839 году Айвазовский принимает участие в военно-морской экспедиции к берегам Кавказа. На корабле он знакомится с прославленными русскими моряками: Лазаревым Корниловым, Нахимовым, Истоминым. Тогда еще молодые флотоводцы – будущие герои обороны Севастополя – произвели на художника необычайное впечатление. С ними он сохранил дружественные отношения на протяжении всей жизни. В том походе Айвазовский становится участником военной операции.

Цитата (Иван Айвазовский, из воспоминаний Петра Каратыгина, 1878г.): «Какой-то черкес, без церемонии взяв у меня портфель из рук, понес показать мой рисунок своим. Понравился ли он горцам, не знаю; помню только, что черкес возвратил мне рисунок выпачканным в крови…»

Сюжет: Всей своей живописью Айвазоский не просто пытается выразить талант, он ставит целью прославление русского искусства, русской истории и России, как государства.

Цитата (Иван Айвазовский, из воспоминаний Петра Каратыгина, 1878г.): «Каждая победа наших войск на суше или на море радует меня и дает мысль, как художнику, изобразить ее на полотне».

Сюжет: «Чесменский бой», «Синопский бой», «Возвращение брига «Меркурий» и другие батальные полотна ярко это подтверждают.

К.Затулин: Айвазовский стал успешен, знаменит и богат. «Я куплю всё, что Айвазовский ни напишет», – говорил о нем его царственный покровитель Николай I. Эту любовь к мастеру он передал своему сыну Александру II и внуку Александру III. В советские годы это обстоятельство очень огорчало наших искусствоведов – может быть, поэтому об Айвазовском писали удручающе мало по сравнению с современными ему передвижниками – диссидентами царской эпохи. Уже в конце XIX века Айвазовского стали называть «коммерческим» художником, ориентированным лишь на успех и публику.

Цитата (Вячеслав Костиков, журналист): «Художник не соответствовал доминировавшей тогда тенденции народолюбия. В его картинах нет ни преклонения перед русской деревней, ни умиления русским мужиком, ни критики «свинцовых мерзостей» царской России»

К.Затулин: Зависть к коммерческому успеху Айвазовского в XIX веке и финансовой «ликвидности» его полотен, как модно выражаться в наши дни, нечестно ставить ему в вину.

Цитата (Ф.М. Достоевский, рецензия на выставку в Академии художеств, 1861г.): «Талант Айвазовского всеми признан, несомненно, точно так же, как талант Дюма-отца: и между этими двумя художниками чрезвычайно много общего. Дюма пишет с необычайной легкостью и быстротой. И Айвазовский тоже… И тот и другой художник поражают чрезвычайной эффектностью, и именно чрезвычайной, потому что иных вещей они и не пишут, презирают вещи обыкновенные… Дюма читался с жадностью, с азартом; картины Айвазовского раскупаются нарасхват».

К.Затулин: Давайте вспомним и то, что неутомимый труженик, по примеру древних, неустанно заботился о благе родного города и своих соотечественников.

Сюжет: Продавая картины, Айвазовский широко жертвовал пострадавшим от неурожая, детям, сиротам, студентам и военным. Помогал он и своему родному городу. Феодосия всегда страдала от нехватки питьевой воды. Он провел в город воду из своего имения. Археологические раскопки античной Феодосии, установка памятника императору Александру III, устройство в городе публичной библиотеки, возведение Музея древностей на горе Митридат и фонтанов на базарной площади, строительство концертного зала и, конечно, открытие и дар городу в 1880 году собственной картинной галереи – первого провинциального музея в России – все это добрые дела феодосийца Ивана Константиновича Айвазовского.

Наконец, Айвазовский лично добился строительства именно в Феодосии торгового порта, которому город обязан своим преуспеванием.

Цитата (Александр Айвазовский, внук художника): «Дедушка рассматривал Феодосию как свою собственность. Не только потому, что он родился там, но по причине того, что город был практически создан им, так как всем своим развитием был обязан ему».

Резюме К.Затулина: Было бы неправильным считать, что с проведением выставки на Крымском валу Айвазовский возвращается к нам. Он никуда и не уходил. Как и Крым, в котором он родился, трудился и прославил. Мы просто отдаем им долги – Крыму, который 23 года был за границей, и Айвазовскому, чья жена умерла в 1944 году в Феодосии в нищете и оккупации.

Сюжет: (на выставке Айвазовского):

— Ты откуда? Из Москвы?

— Да, из Москвы?

— Учишься?

— Да.

— В каком классе?

— В 5-м «В» 57-я школа.

— О! 57-я. Знаем такую школу. Хорошо, расскажи, вот ты пришел на выставку Айвазовского. Знал до этого такого художника?

— Да.

— Что нового вообще интересного узнал?

— Ну, раньше я картин его особенно не видел, вживую. Я видел только репродукции. Мне выставка очень понравилась. Больше всего понравилась картина «Битва в Синопской бухте».

— Мне понравилось. И меня больше всего удивило, почему Айвазовский именно писал про море. Все про море. И про горы и, ну, про море все.

— А какая картина у вас любимая может быть?

— Ну, наверное, «Девятый вал».

— Надежда, Вадим, какие ощущения от выставки: как организовано, как художник, как зрители?

— А можно лаконично? Мне просто все очень понравилось.

— Мне кажется, что он прожил не столько, сколько там, а, наверное, жизни три надо было прожить, чтобы все это написать.

Сюжет: (Галина Чурак, куратор выставки): Вот это среднее количество – в день проходит около 5000 зрителей. Это тот максимум, который может вместить, пропустить этот зал. Больше он просто не в состоянии сделать. И на сегодняшний день, вот как нам сейчас сказали, более 380 тысяч зрителей пришло. Еще месяц работы выставки, значит, будут еще люди, и мы тоже будем им рады.

К.Затулин: С Вами был Константин Затулин и программа «Русский вопрос». До встречи через неделю в это же время на канале ТВ-Центр.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

1 августа 2024

29 июля 2024 года в Севастополе прошел II Всероссийский форум Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС) «Русский мир». В работе форума приняли участие представители Русской Православной Церкви в лице председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными органами, председателя …

9 ноября 2023

Вице-премьер Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольга Стефанишина утверждает, что в стране «нет русского национального меньшинства», поэтому в переговорах Киева с ЕС не поднимается вопрос о защите прав русских на Украине. «На Украине нет русского меньшинства. Его не …

3 марта 2017

  Как стало известно общественности, руководство телеканала «ТВ-Центр» в лице гендиректора Юлии Быстрицкой отказалось продлить контракт с телепрограммой «Русский вопрос» (ведущий Константин Затулин). Отказ был сделан в устной форме, причины его госпожа Быстрицкая не разглашает. Остается только гадать, что перед …


Ваш браузер устарел! Обновите его.