Поводом к нашей просьбе является возмутительная ситуация, связанная с поведением журналистки татарстанского телеканала «ТНВ» Эльмиры Исрафиловой, призвавшей русских «уезжать из Татарстана», допустившей экстремистские высказывания в адрес русского и русскоязычного населения Татарстана, являющегося регионом, неотделимым от остальной России. Русские в Татарстане — это коренной народ, русский язык, являющийся государственным на всей территории России, не должен притесняться в Татарстане.
Двойные стандарты в борьбе с экстремизмом, установки на то, что «экстремизм и фашизм бывают только русскими» должны быть полностью искоренены. В последнее время мы все чаще видим, как в Татарстане отщепенцы от здравомыслящего большинства татар, ваххабиты и прочие экстремисты, в частности, из того же Татарского общественного центра безнаказанно посягают на единство и целостность России, защищают антироссийские силы на Украине и т.д. Однако, несмотря на это некоторые нарочито «независимые» московские газеты стали откровенно выгораживать Исрафилову, а высказывания групп татарских сепаратистов и экстремистов подавать в качестве репрезентативных цитируемых организаций и лиц.
Мы констатируем, что братский татарский народ беспрепятственно пользуется всей полнотой своих языковых и национально-культурных прав на всей территории России, поэтому экстремисты из ТОЦ не имеют права говорить от имени всех татар. Поэтому демонтаж остающихся элементов сепаратистской этнократии в Татарстане, в том числе в аппарате и СМИ, установление подлинного национально-культурного, религиозного и языкового равноправия в Татарстане — в интересах и русского, и татарского, и кряшенского народов.
Важной составляющей установления такого равноправия, безусловно, является православное духовное возрождение русского, кряшенского, чувашского и других православных народов, проживающих в Татарстане, а также многочисленной православной общины татар. Вспомним, что еще в начале 20-го века Казань была крупнейшим православным центром России, здесь располагалась Духовная Академия и проходили миссионерские съезды, собираемые выдающимся церковным и государственным деятелем России, восстановителем Московского Патриаршества, митрополитом Антонием (Храповицким).
На наш взгляд, важным импульсом православного возрождения в Татарстане стало бы и возрождение Казанской Духовной академии (может быть, в форме Православного университета, готовящего не только священников, но и интеллектуальных, в том числе политических лидеров), казанских миссионерских съездов, а также распространение на Татарстан практики разукрупнения епархий по принципу «три епархии на субъект Федерации». Создание новых епархий в Татарстане не только бы приблизило епископат к народу, стало импульсом к открытию новых приходов и просветительских центров, но и осложнило бы жизнь группировкам явных и тайных аппаратных татарских сепаратистов и этнократов.
Новых, молодых и активных епископов тяжелее «ломать», чтобы добиться от них выгодных для этнократов заявлений о том, что «в Татарстане проблем нет» (о чем неоднократно говорил архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий — прим. ИА REGNUM). Молодые, не «ломаные» Советской властью епископы могут дать отпор любым потенциальным шантажистам — например, на тех же пресс-конференциях (пресс-службы, согласно решениям Архиерейского Собора-2011, должны быть в каждой епархии РПЦ).
Опыт разделения епархий, особенно в проблемных для русского населения регионах, доказал свою эффективность. Защищая патриаршую политику массового разукрупнения епархий, я привел довод (интервью главы АПЭ агентству «Интерфакс-Религия» — прим. ИА REGNUM), что благодаря созданию новых епархий на Российском Кавказе Православие в регионе резко активизировалось, приостановлен отток русских с Российского Кавказа, которые стали консолидироваться вокруг новых епархиальных центров.
Чтобы снова и снова доказывать правоту Патриарха и Синода, а также Владимира Махнача, призвавшего создать 400 епархий Русской Православной Церкви именно в Российской Федерации (всего он предлагал более 500), после Божественной литургии в Донском монастыре я спросил его наместника, епископа Ставропольского и Невинномысского Кирилла, как он оценивает разделение епархий и действительно ли разделение Кавказских епархий РПЦ остановило отток русских?
Епископ ответил, что, безусловно, разделение епархий — это благо. Его сосед, епископ Феофилакт, глава новообразованной Пятигорской и Черкесской епархии, посещает приходы, в которых очень давно не было православного архиерея. Сам епископ Кирилл сказал и разрешил цитировать, что даже в нынешней Ставропольской епархии после разделения (из нее было выделено еще две) объехать все благочиния, встретиться со всеми священниками — это масштабное дело. А если бы епархию не разделили, то этот процесс мог бы затянуться более чем надолго, не говоря уже об эффективности управления «мегаепархией».
Кроме того, епископ Кирилл отметил, что Ставропольско-Невинномыская епархия подготовила целый план удержания русских в этом регионе, откуда русское население выдавливается (о том, как оно выдавливается, подробно писал Дмитрий Стешин из «Комсомольской правды»). Насколько я понял из краткого разговора, этот план предусматривает создание мощной приходской инфраструктуры, охватывающей все населенные пункты региона. Каждый приход становится не только евхаристической и миссионерской общиной, но и мощным социальным центром, где люди действительно сплачиваются, решают вопросы своей социальной жизни, а если необходимо — и самообороны.
Епархия поддерживает и развивает такую приходскую инфраструктуру, делает так, чтобы действительно исполнялся девиз «один — за всех, все за одного».
Епископ Кирилл обещал предоставить более подробную информацию о плане сохранения и преумножения русского большинства на Российском Кавказе. Этот церковный план — реальная альтернатива как «ваххабизаторам» и дерусификаторам, дехристианизаторам Кавказа, так и «нац-демам», пораженцам и предателям, предлагающим России уйти с ее же земли. Следует также отметить, что епископ Кирилл, создав эффективную команду, прекрасно справляется как с управлением Ставропольской епархией, так и с управлением Донским монастырем, где, в частности, создан Молодежный центр, который все более активно работает в этом ключевом для Москвы районе. Если в рамках проекта создания 400 новых епархий в России будет рукоположено 400 таких же деятельных епископов-миссионеров, как вл. Кирилл, то процесс рехристианизации России, укрепления и возрождения государствообразующего русского народа примет необратимый характер. Что, собственно, и требуется.
Как известно, замечательный русский церковный историк Владимир Махнач в своей знаменитой статье «Параметры христианской политики» писал, что огромные размеры русских епархий стали огромным фактором отрыва Церкви от народа и, как следствие, национальной катастрофы 1917 года. В этой же статье Владимир Махнач констатирует, что на территории Российской Федерации должно быть создано более 400 епархий, а всего на канонической территории Московского Патриархата — более 500.