Активизировавшийся в последнее время диалог между Турцией и Арменией все-таки привел, на предварительном этапе, к достижению договоренностей относительно дальнейшего восстановления двусторонних отношений. Практически накануне 94-й годовщины геноцида армян в Османской Турции мир увидел согласованные позиции двух стран. Очевидно, что для претворения в жизнь достигнутых договоренностей потребуется еще время и результат появится ещё не скоро. Тем более что 20 апреля премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя двухлетние конфиденциальные переговоры между представителями Армении и Турции в Швейцарии, заявил, что контакты по вопросу нормализации двусторонних отношений продолжаются, но открытие границ связано с разрешением карабахского конфликта. Но, как говорится, начало положено.
Достигнутые соглашения — это существенный прогресс в деле нормализации отношений не только между странами, но это и значительный вклад в дело обеспечения мира в пределах кавказского региона.
Между тем не исключено что, вслед за восстановлением отношений последует некоторое охлаждение отношений не только между Турцией и Азербайджаном, могут возникнуть и трения между Москвой и Ереваном. В то же время из Москвы звучат довольно-таки оптимистичные заявления относительно достигнутых договоренностей.
В свою очередь, и Турция, и Армения не скрывают своего удовлетворения достигнутым соглашением.
Для Анкары подобный шаг впоследствии станет небольшим «окном» возможностей в процессе дальнейшего продвижения в сторону Европу. В свою очередь, Ереван, в результате сложных внешнеполитических и геополитических процессов же длительное время находящийся в весьма затруднительном положении, стремится вырваться из кольца образовавшихся вокруг него серьезных неурядиц.
В то же время ни одна из сторон еще не отказалась от своих предыдущих требований. Турция, соглашаясь на договоренности и принимая «дорожную карту», в очередной раз довольно четко обозначила свои позиции. Анкара настаивает на том, чтобы Ереван отказался от политики международного признания геноцида армян и как можно скорее урегулировал конфликт вокруг Нагорного Карабаха. С одной стороны, турецкие лидеры как бы готовы отделить карабахский вопрос от армяно-турецких отношений, тем более что и у самой Турции есть нерешенный вопрос Северного Кипра, с другой стороны, решение вопроса границы существенно осложнит отношения Анкары и Баку, что и происходит ныне.
Ранее если Анкара стопроцентно поддерживала позицию Азербайджана и занимала жесткую проазербайджанскую позицию, то сейчас подвергшиеся серьезной трансформации взгляды Турции на решение вопросов налаживания взаимоотношении с Арменией позволяют последней без особых внутриполитических проблем проводить активные переговоры с ней. И все же для властей Турции вопрос геноцида армян остаётся проблемным в отношениях между Анкарой и Ереваном.
Кстати, демонстрируя серьезность своих намерении относительно вопроса геноцида армян, 21 апреля Турция отозвала посла из Канады, парламент которой пять лет назад признал геноцид армян. В то же время, канадские представители, весьма трезво оценив сложившуюся ситуацию и, скорее всего, продемонстрировав отношение всего западного мира к вопросу геноцида, заявили, что факт признания геноцида армян «не следует рассматривать в качестве обвинения в адрес властей современной Турции, являющейся демократической страной и партнером по НАТО». Возможно, что подобное мнение существует во всех западных странах, в том числе в США и Канаде. Очевидно, Запад, не желая создавать еще одно конфронтационное поле, стремится сохранить в своих рядах единство взглядов, а Турция – является той составляющей, без участия которой которой в различных энергопроектах немыслимо их осуществление. В то же время, европейские страны, США и Канада не намерены оставить без внимания Армению и проявляют это путем признания геноцида армян.
В свою очередь, официальный Ереван, ожидая значительных положительных подвижек в свою пользу, демонстрирует свою готовность установить дипломатические отношения с Турцией без предварительных условий. Более того, армяне осознают, открытие армяно-турецкой границы выведет страну из продолжительной изоляции. Республика будет вовлечена в различного рода энергетические проекты, траспортно-коммуникационные (авто- и железнодорожные) и многие другие.
Устанавливая тесные контакты с Анкарой, официальный Ереван способствует ослаблению сложившегося формата взаимоотношений между Турцией и Азербайджаном, что, в свою очередь, возможно, станет началом конца односторонней поддержки Анкарой Баку. Таким образом, возникает ситуация, при которой появляется возможность быстрее урегулировать взаимоотношения Азербайджана и Армении. Однако такое развитие ситуации навряд ли устроит азербайджанскую сторону.
Между тем официальный Баку в этой игре проводит свою линию. Власти Азербайджана также ищут поддержки, но уже не у Турции — они направили свои взоры на север. Недавний визит президента Ильхама Алиева в Москву и его встреча с президентом России Дмитрием Медведевым является тому подтверждением.
В свою очередь, руководство России, наверняка помнит, как власти Азербайджана отреагировали на события августа 2008 года в Южной Осетии и Абхазии и развязанную Грузией войну. Тогда руководство Азербайджана, в частности президент страны, заняло достаточно выдержанную позицию относительно произошедшего, продемонстрировав свои дипломатические качества и избежав участия Азербайджана в войне против России, ограничившись гуманитарной поддержкой, в то время как и Грузия, и Азербайджан являются членами «Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ». Несомненно, со стороны руководства России по отношению к властям Азербайджана не могли не сложиться положительные впечатления.
Правда, между странами не всегда все было просто. Следует напомнить, что отношения между Россией и Азербайджаном не всегда развивались по восходящей и до 2000 года они были крайне невысокого уровня. Был момент, когда Россия неприкрыто поддерживала Армению в ситуации по Карабахскому конфликту, в принципе и сейчас ситуация далека от идиллии, но, тем не менее, налаживающиеся контакты вселяют определенный оптимизм.
Вместе с тем Азербайджан, во многом благодаря своему ключевому и геополитическому положению, является одним из основных игроков региона, а для России Азербайджан, и это следует помнить, впрочем, как и Армения, такой же важный компонент в выстраивании и претворении в жизнь собственных внешнеполитических и экономических интересов в Закавказье.
Если говорить об интересах, то и Азербайджан, налаживая взаимоотношения с Россией, озабочен исключительно соображениям собственной выгоды. Стремление официального Баку поддерживать нормальные отношения с Россией, на данном этапе, как представляется, в первую очередь связано с активизировавшимся сближением Анкары и Еревана. Возможно, власти Азербайджана полагают что дальнейшее сближение позиции Москвы и Баку, будет способствовать замедлению нежелательных для них процессов.
Между тем Москва пытается удержать некий баланс между Азербайджаном и Арменией и заявляет, что согласится с любым решением Карабахского конфликта, который устраивал бы обе стороны.
Напомним, что Азербайджан является не только ключевым игроком в регионе, но также является одним из важных экономических партнеров России. За 2008 год товарооборот между Россией и Азербайджаном перевалил за 2 млрд долларов. По словам посла Азербайджана в России Поллад БюльБюль оглы, «это очень важный фактор и показатель, свидетельствующий о росте товарооборота между двумя странами из года в год. Также это знак того, что между двумя народами и государствами существуют очень хорошие связи».
Очевидно, что для России важнейшей составляющей остается газ. В последнее время Москва серьезно интенсифицировала контакты с Баку в этом направлении. После целого ряда визитов в Азербайджан высокопоставленных российских чиновников «Газпром» и ГНКАР подписали меморандум о поставках газа. Согласно этому документу, стороны должны обговорить условия крупномасштабной транспортировки газа из Азербайджана с января 2010 года по трубопроводу Баку — Ново-Филя. В случае положительного решения вопроса поставок газа это кроме политических дивидендов и прямая экономическая выгода, в первую очередь для самого Азербайджана.
Также не стоит забывать, что помимо обладания ресурсами Азербайджан – транзитная страна со всеми разнонаправленными транспортными коридорами и с выходом на Каспийское море, что позволяет ей играть существенную роль и оказывать серьёзное влияние на положение в регионе в целом. Кроме того, по численности населения и экономическому потенциалу Азербайджан является одним из лидеров региона. В течение трех лет перед этим Азербайджан занимал первое место в мире по росту ВВП.
Любой крупный проект в регионе невозможен без Азербайджана с его ресурсной базой. Все существующие проекты трубопроводов не обходятся без участия Азербайджана. Будь то вариант «Набукко», Транскаспийский или же Прикаспийский — все варианты без участия Баку несостоятельны, а рассуждать об участии Ирана на данном этапе нет смысла.
Как ни странно, Россия и Турция, которые продолжительное время не скрывали своих симпатии по отношению к Армении и Азербайджану соответственно, каким-то невероятным образом поменялись местами. Возможно, это всего лишь поверхностный взгляд на проблему, однако реалии сегодняшнего дня демонстрируют иные веяния. Никто не утверждает, что Россия отвернётся от своего стратегического партнера в Закавказье, а Турция станет любить меньше Азербайджан, однако осуществляемая политика руководств стран региона позволяет рассуждать и строить предположения о том, что в будущем нас ждут серьезные изменения.