Вскоре после «Бархатной революции», в июне 2018 года Армения вступила в Международный альянс за свободу вероисповедания (International Religious Freedom Alliance, IRFA), созданный по инициативе США как «союз стран-единомышленников по вопросам религии и свободы вероисповедания». «Являясь поборником прав человека, Армения придает большое значение свободе вероисповедания как неотъемлемому праву человека», – было написано в сообщении, опубликованном на странице внешнеполитического ведомства в Facebook.
В заявлении отмечалось, что, присоединяясь к этому альянсу, Армения подтверждает свою приверженность совместным усилиям по укреплению толерантности к религиозным группам и предотвращению преследований по религиозным мотивам.
В Армении новость о присоединении к Альянсу была в экспертном сообществе воспринята неоднозначно. Некоторые эксперты выразили опасения, что это может привести к ухудшению отношений с Китаем. На деле, вступление в Альянс Армении для многих стало свидетельством повышенных симпатий нового руководства к администрации США.
18 октября 2021 г. депутат оппозиционной парламентской фракции «Айастан», член Постоянной комиссии по защите прав человека и общественным вопросам НС РА Арегназ Манукян направила в МИД Республики Армения депутатский запрос о законности вступления и пребывания страны в Альянсе.
«Национальное Собрание Республики Армения
Министру иностранных дел РА Арарату Мирзояну
Уважаемый господин Мирзоян,
5 февраля 2020 года Государственный департамент США официально объявил о формировании «Международного альянса о свободе вероисповедания». 12 июня того же года МИД РА официально присоединился к этому Альянсу.
Известно, что к этому Альянсу не присоединился наш стратегический союзник – Российская Федерация и другое государство-сопредседатель Минской группы ОБСЕ – Франция. Против деятельности этой структуры выступил Китай.
Примечательно, что ни одна страна-член этого Альянса, представляющего защиту прав человека и религиозных свобод, не осудила азербайджано-турецкую агрессию во время 44-дневной войны.
Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 3 конституционного закона РА «Регламент Национального собрания», а также статьей 6 Закона РА «О гарантиях деятельности депутата НС РА», просим Вас представить разъяснения по следующим вопросам.
Заранее благодарю,
Депутат парламентской фракции «Айастан»
Член Постоянной комиссии по защите прав человека и общественным вопросам НС РА
Арегназ Манукян
18 октября 2021 г.»
Вскоре ею был получен следующий ответ:
«Уважаемая госпожа Манукян,
в ответ на ваш запрос сообщаем следующее․
«Международный альянс религиозной свободы» не является международной организацией, а, по сути, является площадкой государств-партнеров, обеспокоенных защитой права на свободу вероисповедания. Участие государств-членов в реализации предлагаемых и обсуждаемых программ в рамках Альянса основано на принципе добровольности и определяется только свободным решением данного государства-члена о целесообразности участия в программах. Процесс присоединения Армении к Альянсу не был основан на каком-либо международном соглашении, согласно которому Армения взяла на себя четкие обязательства по вступлению в Альянс. Если в рамках Альянса какая-либо страна инициирует программу или заявление, касающиеся третьей страны, то другие страны независимы в вопросе присоединения или неприсоединения к этой инициативе.
С инициативой присоединения к альянсу выступило Министерство иностранных дел Армении в соответствии с процедурой членства.
Присоединившись к Альянсу, Армения подтвердила свою приверженность совместным усилиям по укреплению толерантности к религиозным группам и предотвращению посягательств на религиозной основе.
Эта инициатива также дает возможность Армении работать с нашими дружественными странами совместно реализовать приоритетные для Армении программы, повышающие рейтинг Армении на площадках международного сотрудничества, которые будут способствовать защите прав религиозных меньшинств и укреплению диалога в этом направлении.
Кроме того, «Международный альянс за свободу вероисповедания» является дополнительной площадкой для укрепления как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества со странами-членами. В частности, в результате обсуждений, состоявшихся в рамках Альянса, ряд стран-членов Альянса поддержали предложения Армении в рамках ЮНЕСКО.
Армения, как и другие государства-члены, берет на себя обязательство уважать основополагающие принципы Альянса, изложенные в декларации и основанные на международно признанном и основополагающем и неотчуждаемом праве религиозной свободы человека.
Страны-члены альянса постоянно были проинформированы о случаях преднамеренного обстрела, уничтожения и осквернения религиозных и оборонительных мест властями Азербайджана в ходе 44-дневной войны и после этого, включая кафедральный собор Святого Всеспасителя «Казанчецоц». В соответствии с этим, наши коллеги из блока выступили с осуждающими заявлениями. В частности, ответственный американского Госдепартамента по вопросам религиозной свободы Сэм Браунбек, который в этот момент руководил деятельностью альянса, в своей записи в Twitter коснулся актуальности сохранения религиозного наследия Нагорного Карабаха (запись доступна по следующей ссылке: https://twitter.com/algalitsky/status/1412922760339202049)
Блок не предусматривает принятия совместных программных решений, следовательно, его структура и процедуры не предусматривают какого-либо механизма голосования. В ходе обстрела 24 сентября на территории города разорвалось два азербайджанских снаряда, жертв и разрушений, при этом, не было.
С уважением, Ваге Геворгян».
Иными словами, Армения вступила в международную организацию, которая международной организацией не является. При этом «Армения взяла на себя четкие обязательства по вступлению в Альянс», соблюла процедуру членства и «берет на себя обязательство уважать основополагающие принципы Альянса, изложенные в декларации и основанные на международно признанном и основополагающем и неотчуждаемом праве религиозной свободы человека».
Чтобы понять эту казуистику, целесообразно рассмотреть, какие процессы привели эту древнюю христианскую страну к политике отказа, по сути, от традиционных ценностей и дрейфу к глобалистским установкам, исходящим от США.
В Армении за последние 26 лет сформировалась страта в обществе, целый слой людей, не имеющих особых профессиональных компетенций и каких-либо навыков традиционной социальной адаптации. Однако эти люди получают вознаграждение от зарубежных (западных) центров, включая сектантские, за переформатирование национальной идентичности. Ими продвигается пересмотр к собственной истории и ценностей. И это поощряется властями. Процесс шёл более тридцати лет, так что можно констатировать, что после прихода к власти команды Никола Пашиняна он лишь перешёл в открытую фазу.
Зеленый свет условному Соросу и другим подобным фондам, а также – сектам в Армении дало само государство. Более того, СМИ, Интернет и чиновники – адепты «новых ценностей» действуют в единой связке. Естественно, что, когда разрушительный процесс сталкивается с сопротивлением, эта страта становится перед фактом остаться без работы и какой-либо возможности проявить себя в другой сфере жизни общества.
Есть основания утверждать, что с потерей советской идентичности и при активной работе западных центров пророссийский настрой в армянском обществе идёт на убыль. При этом из-за оттока активного трудового населения, включая образованных интеллектуалов наблюдается снижение уровня критического сознания, том числе в электоральном плане.
Вовлечённость почти 10% населения в деятельность религиозных сект создаёт обширные возможности для политических манипуляций. Всё это с учётом отсутствия системной работы с российской стороны и на фоне подъёма антироссийских и протурецких настроений в Азербайджане создаёт негативный потенциал, который может воспрепятствовать геостратегическим целям РФ в макрорегиональном контексте Ближнего и Среднего Востока.
Некоммерческие и неправительственные организации и фонды, конфессии и секты, как аккредитованные в разных государствах, так и международные, начали разворачивать свою работу в Армении ещё до распада СССР. Основной корпус составляют те, которые базируются в США, Великобритании, странах, входящих в Европейский Союз. Их влияние в стране несопоставимо по масштабу и глубине с результатами деятельности фондов, созданных армянскими организациями в диаспоре, эффект работы которых можно отнести к «статистической погрешности».
Отличительной особенностью Армении является также достаточно тесное взаимодействие таких организаций с властями, выделяющими некоторым структурам соответствующие гранты. Распределение правительственных грантов контролируется «группой мониторинга», куда включены чиновники в прошлом – президентской администрации, ныне – администрации премьер-министра, а также представители «партнерских организаций».
Возможностью для начала деструктивной деятельности нередко становятся драматические факторы, вызывающие глубокий стресс всей популяции, такие как стихийные бедствия или война, открывающие пути для благотворительности и социальной помощи. Именно в конце 1988 года, во время землетрясения и перерастания Нагорно-Карабахского конфликта в вооружённую фазу, в Армению устремились не только западные фонды, но и нетрадиционные конфессиональные группы и секты (Кришнаитов, Свидетелей Иеговы, Слова жизни и пр.), ибо нет лучшей основы для налаживания контактов с социумом, чем подавленные горем люди. Следующий этап, после распада Союза был ознаменован «помощью в демократическом развитии» и сопряжён с борьбой за «права человека», первоначально – расширительно – без акцентуации на правах сексуальных и гендерных меньшинств.
Институционально западные центры построили свою работу в соответствии с интересами и идеологическими установками заказчика через посредников, подбиравших подходящих исполнителей. Первым этапом деятельности стало создание сетей: информационных, правозащитных, экспертных, религиозных в виде местных НПО\НКО и пр. для последовательной работы по контролю за органами государственной и местной власти. Успешность в этом деле была, помимо прочего, обусловлена малыми масштабами Армении и её этнической однородностью.
В Армении переход от государственного контроля – к частному в сфере семьи и детства произошел резко, почти сразу после переворота 2018 года. Международные (World Vision, SOS Villages) и местные, но спонсируемые Западом организации с поддержки министерства и при кураторстве фонда Юнисеф смогли закрыть подконтрольные государству учреждения, протолкнуть законы о временных платных семьях, даже в том случае если ребенок не сирота и живет в своей биологической семье, и установить монополию на сеть уже собственных интернатов, детских дневных центров и приютов, часть которых принадлежит сектам (как в городах Дилижан или Гюмри). Этого оказалось недостаточно, и монополия со стороны прозападных организаций была установлена также на подготовку кадров социальных работников, которые в дальнейшем будут проводить работу с населением, оценивать положение семьи и единолично принимать решение относительно пребывания ребенка в биологической семье. Среди таких кадров немало представителей деструктивных культов. Параллельно начался активный набор и подготовка платных семей в различных регионах под примитивным лозунгом: «Возьмете ребенка за деньги?», что в свою очередь играет дополнительную разлагающую роль в обществе, превращая ребенка в товар, на котором можно неплохо заработать.
Таким образом, на выходе Армения получила уничтоженную государственную систему защиты детей, монополию со стороны иностранных организаций в деле принятия решений относительно будущего армянских детей из неблагополучных семей (а в Армении уровень бедности среди населения составляет 25–29%), монополию на подготовку кадров, работающих с малоимущими семьями, свободный доступ к детям различного рода пропагандистов со стороны неконтролируемых государством структур, в том числе сект, радикальных феминисток, ЛГБТ-активистов и пр.
2013-й год в Армении был переломным. Правительство Сержа Саргсяна в обмен на кредиты и другие общения согласилось принять ряд законов, прикрываемых термином «социальный пол» – «гендер», рассчитанных в перспективе на легализацию однополых браков и защитить интересы НКО, пропагандирующих сексуальные отклонения среди детей и подростков. Кроме того, в Армении принимались меры для защиты интересов иностранных сект, что в итоге привело к нарастанию их влияния на критическую массу населения и проникновению во всё структуры власти.
Поскольку религиозные объединения в Армении подпадают под категорию НКО целесообразно привести здесь выдержку из интервью Александра Амаряна (от 28.12.2019 года), лидера Народного фронта защиты национальных и духовных ценностей, руководителя Центра помощи и реабилитации жертв деструктивных культов. По его данным, на 2013 год в Армении насчитывалось 7% сектантов от общего населения.
«У нас официально зарегистрировано 67 религиозных организаций, из коих 14 принадлежат традиционным конфессиям христианских церквей: это по нескольку организаций Армянской апостольской церкви, православной, католической и евангелистской. Остальные 53 – секты, не входящие в структуры традиционных конфессий. Сектантов же, по данным десятилетней давности, было 350 тысяч. Из этих сект только одна, отпочковавшаяся от Евангелистской – ортодоксальная евангелистская церковь – самофинансируется и не занимается прозелитизмом, т.е. стремлением затащить граждан в свои ряды. Проще говоря, вербовкой. Остальные все сидят на зарубежном финансировании и имеют разветвленную сеть филиалов. С разными центрами, но не исключено, что в самых верхах эти центры сливаются в один или тесно связаны».
Активность деструктивных религиозных течений порождает весьма неудобные вопросы к представителям традиционных церквей. Зачастую именно их пассивность и падение авторитета создаёт условия для внедрения различных сект. То, что традиционным церквям не всегда удается уберечь свою паству от посягательств этих течений, признает и ответственный редактор официального сайта Патриархия.ру, диакон Дмитрий Асратян. Корни проблемы, на его взгляд, уходят в советский период, когда традиционные церкви – и русская, и армянская – не имели возможности работать с населением. В настоящее время вступление в Альянс укрепило позиции упомянутых выше сект. Опишем две самые влиятельные и массовые: секту «Свидетелей Иеговы» и секту «Слово жизни.
Свидетели Иеговы
Напомним, что решением Верховного суда Российской Федерации 20 апреля 2017 года организация была признана экстремистской и после этого её штаб-квартира в СНГ переместилась в Армению (Аштарак).
В октябре 2004 года, приняв долгожданные меры по регистрации Свидетелей Иеговы в качестве легальной религиозной организации, Армения выполнила одно из своих международных обязательств. Тем самым, правительство выполнило одно из своих обязательств в сфере гражданских прав перед Советом Европы, членом которого Армения числится с 2001 года. Примечательно, что всего за день до регистрации Парламентская Ассамблея СЕ приняла резолюцию, призывавшую ускорить решение этого вопроса. Отметим, что на территории Армении «Свидетели Иеговы» действуют с 1975 года. Официально организация была зарегистрирована в 2004 году после 15 предшествовавших отказов. При этом, госдеп США в своих отчетах постоянно критиковал Армению за «дискриминацию религиозных меньшинств». Свидетели Иеговы, жаловались на преследования со стороны, в особенности, военных (как известно, будучи пацифистами, Свидетели Иеговы отказываются служить в армии какой бы то ни было страны), но сумели одержать победу и встретили новость с радостью. Как сказал лидер армянских Свидетелей Храч Кешашян, правительство сделало «смелый шаг». Однако у решения этого оказалось много противников, как среди простых граждан, так и церковных лидеров.
Многие, в особенности, возрастные категории от 40 лет и старше отстаивают институт Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) и выступают против присутствия в стране Свидетелей Иеговы, видя в нем угрозу армянскому обществу и даже интересам государственной безопасности Армении. ААЦ видит в их деятельности попытки западных христианских групп пополнить свои ряды за счет её паствы.
Духовный лидер Армении Католикос Гарегин II назвал Свидетелей Иеговы «тоталитарной сектой», а официальный представитель Эчмиадзина, где располагается резиденция главы Апостольской Церкви, Варам Меликян использовал применительно к ним слово «анти-христиане». Меликян выступил с критикой действующего ныне закона о свободе вероисповедания и религиозных организациях. По его мнению, он «приведет к беде», поскольку не позволяет должным образом контролировать деятельность религиозных групп.
Против регистрации Свидетелей Иеговы выступал и лидер входящей в состав правящей коалиции Республиканской партии Галуст Саакян, который заявил, что европейские стандарты не должно обеспечивать в ущерб национальным ценностям. Молодежное крыло Республиканской партии открыло «горячую линию» для приема жалоб от граждан по поводу тех или иных незаконных действий Свидетелей Иеговы. При этом тогдашний премьер-министр Андраник Маргарян заявил: «Нам не следует продолжать запрещать их, мы должны дать им шанс. Надо обеспечить им условия, а в случае нарушения ими закона мы должны быть в состоянии пресечь их действия в рамках предусмотренных законодательством мер». Он отметил, что разрешение на осуществление деятельности имеют около трех дюжин других религиозных меньшинств, в том числе таких, которые представляются более «сомнительными», чем Свидетели Иеговы.
Идеология «Свидетелей Иеговы» несет прямую угрозу институту семьи и элементарному праву человека на жизнь. Борьба с ними требует грамотно выстроенной и координированной работы. Религиозный экстремизм – одна из актуальных проблем в странах постсоветского пространства. Различные деструктивные течения и организации ведут активную деятельность в государствах бывшего СССР, и зачастую традиционные церкви оказываются беспомощными перед их натиском.
Вопросы борьбы с религиозным экстремизмом и укрепления традиционных ценностей обсуждались на Третьей международной конференции «Традиционные ценности – вызовы современности» в Первопрестольном Эчмиадзине. Мероприятие состоялось 22 марта 2018 года, в нём приняли участие представители общественных организаций России и Армении, эксперты, общественные деятели, молодежь, СМИ.
Слово жизни
«Слово жизни» (Word of Life) – религиозная община, основанная в 1983 году и относящаяся к группе «Движение веры», также – международное объединение поместных пятидесятнических общин. На конфессиональном поле секту позиционируют как протестантское умеренно-харизматического направления, а также как неопятидесятническое движение.
Основная часть работы осуществляется не напрямую, но инициируется верующими Объединения через учреждение и поддержку профильных общественных фондов. Эта работа осуществляется в сферах:
Уже известно участие этой секты в оранжевой революции на Украине. В те дни епископы практически всех конфессий, выступая с Майдана, призвали народ к сплоченности, единству и борьбе за Евангельские ценности.
Из интервью военно-политического аналитика Айка НАГАПЕТЯНА. https://www.golosarmenii.am/article/91012/antiarmyanskie-plany-i-rol-«slova-zhizni»
«…сопротивляемость народа сильна, когда он питается своими корнями, своей системой ценностей, опирающейся на веру, культуру, традиции, историю и т.д. Все это вместе называется национальной идентичностью. Что делают Пашинян и его команда? Пытаются эту идентичность уничтожить. Для подрастающего поколения идентичность формируется и крепнет, в первую очередь, в образовательной системе координат, из которой изымают историю Армянской Церкви, сокращают часы преподавания армянского языка, убирают военно-патриотическое воспитание и военную подготовку. И если два года назад всё, о чем я сказал выше, делалось скрыто, но сегодня скрытое становится все более явным.
— И более чем явно дается зеленый свет на то, что в итоге призвано заменить упомянутые вами маркеры национальной идентичности: вместо уроков духовности – секспросвет, воспитание некой гипертрофированной толерантности по отношению к секс-меньшинствам и приглашение всевозможным сектам заполонить Армению. Не зря же подписывали Лансаротскую конвенцию и вошли в Международный альянс за свободу вероисповедания…
— Пашиняна, повторюсь, привели к власти глобалисты. Самый серьезный очаг сопротивления их планам – это христианин, верующий человек, приверженный национальным традициям. С 1991 года в Армению сначала тайно, потом с правовым закреплением хлынули сектантские движения, а проще говоря, отделения спецслужб стран, находящихся под управлением глобалистов. С 1991 года у нас действуют мормоны, «Свидетели Иеговы» с их центром в США, центр секты «Слово жизни», имеющей больше всего последователей, находится в Израиле, Великобритания имеет последователей своей Англиканской церкви в Армении, и т.д. Сегодня в отношении Армянской Апостольской Церкви идет настоящая война.
опасность «Слова жизни» мы не видим, она идет изнутри. Наш народ должен осознать, насколько опасно для общества вторжение сект. И действительно не случайно, что правительство Никола Пашиняна подписалось под таким проектом, как Альянс за свободу вероисповедания, в основе своей антикитайском, имеющим цель поставить Китай на колени, подняв против страны этнические и религиозные меньшинства. В контексте же Армении её присоединение к Альянсу настежь распахивает дверь (как будто мало нам десятков сектантских движений, которые уже действуют в стране) любым сектам. А их в мире сотни, причем многие имеют большой вес в разных странах».
Стоит ли после всего этого удивляться тому, что на ресурсах, курируемых сторонниками глобалистов в Армении, поднялся такой шум из-за открытия епархии РПЦ в Армении по согласованию с первопрестольным Эчмиадзином?