×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/armeniya-mezhdu-globalizmom-i-tradicie/
Новости
22 мая
20 мая
16 мая
15 мая
14 мая
13 мая
12 мая
7 мая
6 мая
5 мая
Армения: между глобализмом и традицией
11:47 , 16 Ноябрь 2021
1251
0

Вскоре после «Бархатной революции», в июне 2018 года Армения вступила в Международный альянс за свободу вероисповедания (International Religious Freedom  Alliance, IRFA), созданный по инициативе США как «союз стран-единомышленников по вопросам религии и свободы вероисповедания». «Являясь поборником прав человека, Армения придает большое значение свободе вероисповедания как неотъемлемому праву человека», – было написано в сообщении, опубликованном на странице внешнеполитического ведомства в Facebook.

В заявлении отмечалось, что, присоединяясь к этому альянсу, Армения подтверждает свою приверженность совместным усилиям по укреплению толерантности к религиозным группам и предотвращению преследований по религиозным мотивам.

В Армении новость о присоединении к Альянсу была в экспертном сообществе воспринята неоднозначно. Некоторые эксперты выразили опасения, что это может привести к ухудшению отношений с Китаем. На деле, вступление в Альянс Армении для многих стало свидетельством повышенных симпатий нового руководства к администрации США.

18 октября 2021 г. депутат оппозиционной парламентской фракции «Айастан», член Постоянной комиссии по защите прав человека и общественным вопросам НС РА Арегназ Манукян направила в МИД Республики Армения депутатский запрос о законности вступления и пребывания страны в Альянсе.

«Национальное Собрание Республики Армения

Министру иностранных дел РА Арарату Мирзояну

Уважаемый господин Мирзоян,

5 февраля 2020 года Государственный департамент США официально объявил о формировании «Международного альянса о свободе вероисповедания». 12 июня того же года МИД РА официально присоединился к этому Альянсу.

Известно, что к этому Альянсу не присоединился наш стратегический союзник – Российская Федерация и другое государство-сопредседатель Минской группы ОБСЕ – Франция. Против деятельности этой структуры выступил Китай.

Примечательно, что ни одна страна-член этого Альянса, представляющего защиту прав человека и религиозных свобод, не осудила азербайджано-турецкую агрессию во время 44-дневной войны.

Руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 3 конституционного закона РА «Регламент Национального собрания», а также статьей 6 Закона РА «О гарантиях деятельности депутата НС РА», просим Вас представить разъяснения по следующим вопросам.

  1. Согласно какой процедуре, установленной законодательством РА, Армения вступила в «Международный альянс о свободе вероисповедания»? Соблюдена ли процедура, предусмотренная Конституцией РА и международными договорами? Было ли НС было в курсе позиции правительства РА присоединиться к этой структуре?
  2. Какая государственная структура инициировала (по чьему предложению, с чьего согласия) произошёл процесс присоединения к Альянсу и как это произошло?
  3. С какой целью (на основании чего) РА вступила в альянс?
  4. Какие обязательства взяла на себя Армения при вступлении в Альянс?
  5. Обратилась ли Армения к Альянсу с предложением осудить азербайджано-турецкие военные преступления во время 44-дневной войны? Если обратилась, то какой ответ получила?
  6. Какие шаги по защите интересов Республики Армения предпринял Альянс и какие у нас результаты?

Заранее благодарю,

Депутат парламентской фракции «Айастан»

Член Постоянной комиссии по защите прав человека и общественным вопросам НС РА

Арегназ Манукян

18 октября 2021 г.»

Вскоре ею был получен следующий ответ:

«Уважаемая госпожа Манукян,

в ответ на ваш запрос сообщаем следующее․

«Международный альянс религиозной свободы» не является международной организацией, а, по сути, является площадкой государств-партнеров, обеспокоенных защитой права на свободу вероисповедания. Участие государств-членов в реализации предлагаемых и обсуждаемых программ в рамках Альянса основано на принципе добровольности и определяется только свободным решением данного государства-члена о целесообразности участия в программах. Процесс присоединения Армении к Альянсу не был основан на каком-либо международном соглашении, согласно которому Армения взяла на себя четкие обязательства по вступлению в Альянс. Если в рамках Альянса какая-либо страна инициирует программу или заявление, касающиеся третьей страны, то другие страны независимы в вопросе присоединения или неприсоединения к этой инициативе.

С инициативой присоединения к альянсу выступило Министерство иностранных дел Армении в соответствии с процедурой членства.

Присоединившись к Альянсу, Армения подтвердила свою приверженность совместным усилиям по укреплению толерантности к религиозным группам и предотвращению посягательств на религиозной основе.

Эта инициатива также дает возможность Армении работать с нашими дружественными странами совместно реализовать приоритетные для Армении программы, повышающие рейтинг Армении на площадках международного сотрудничества, которые будут способствовать защите прав религиозных меньшинств и укреплению диалога в этом направлении.

Кроме того, «Международный альянс за свободу вероисповедания» является дополнительной площадкой для укрепления как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества со странами-членами. В частности, в результате обсуждений, состоявшихся в рамках Альянса, ряд стран-членов Альянса поддержали предложения Армении в рамках ЮНЕСКО.

Армения, как и другие государства-члены, берет на себя обязательство уважать основополагающие принципы Альянса, изложенные в декларации и основанные на международно признанном и основополагающем и неотчуждаемом праве религиозной свободы человека.

Страны-члены альянса постоянно были проинформированы о случаях преднамеренного обстрела, уничтожения и осквернения религиозных и оборонительных мест властями Азербайджана в ходе 44-дневной войны и после этого, включая кафедральный собор Святого Всеспасителя «Казанчецоц». В соответствии с этим, наши коллеги из блока выступили с осуждающими заявлениями. В частности, ответственный американского Госдепартамента по вопросам религиозной свободы Сэм Браунбек, который в этот момент руководил деятельностью альянса, в своей записи в Twitter коснулся актуальности сохранения религиозного наследия Нагорного Карабаха (запись доступна по следующей ссылке: https://twitter.com/algalitsky/status/1412922760339202049)

Блок не предусматривает принятия совместных программных решений, следовательно, его структура и процедуры не предусматривают какого-либо механизма голосования. В ходе обстрела 24 сентября на территории города разорвалось два азербайджанских снаряда, жертв и разрушений, при этом, не было.

С уважением, Ваге Геворгян».

Иными словами, Армения вступила в международную организацию, которая международной организацией не является. При этом «Армения взяла на себя четкие обязательства по вступлению в Альянс», соблюла процедуру членства и «берет на себя обязательство уважать основополагающие принципы Альянса, изложенные в декларации и основанные на международно признанном и основополагающем и неотчуждаемом праве религиозной свободы человека».

Чтобы понять эту казуистику, целесообразно рассмотреть, какие процессы привели эту древнюю христианскую страну к политике отказа, по сути, от традиционных ценностей и дрейфу к глобалистским установкам, исходящим от США.

В Армении за последние 26 лет сформировалась страта в обществе, целый слой людей, не имеющих особых профессиональных компетенций и каких-либо навыков традиционной социальной адаптации. Однако эти люди получают вознаграждение от зарубежных (западных) центров, включая сектантские, за переформатирование национальной идентичности. Ими продвигается пересмотр к собственной истории и ценностей. И это поощряется властями. Процесс шёл более тридцати лет, так что можно констатировать, что после прихода к власти команды Никола Пашиняна он лишь перешёл в открытую фазу.

Зеленый свет условному Соросу и другим подобным фондам, а также – сектам в Армении дало само государство. Более того, СМИ, Интернет и чиновники – адепты «новых ценностей» действуют в единой связке. Естественно, что, когда разрушительный процесс сталкивается с сопротивлением, эта страта становится перед фактом остаться без работы и какой-либо возможности проявить себя в другой сфере жизни общества.

Есть основания утверждать, что с потерей советской идентичности и при активной работе западных центров пророссийский настрой в армянском обществе идёт на убыль. При этом из-за оттока активного трудового населения, включая образованных интеллектуалов наблюдается снижение уровня критического сознания, том числе в электоральном плане.

Вовлечённость почти 10% населения в деятельность религиозных сект создаёт обширные возможности для политических манипуляций. Всё это с учётом отсутствия системной работы с российской стороны и на фоне подъёма антироссийских и протурецких настроений в Азербайджане создаёт негативный потенциал, который может воспрепятствовать геостратегическим целям РФ в макрорегиональном контексте Ближнего и Среднего Востока.

Некоммерческие и неправительственные организации и фонды, конфессии и секты, как аккредитованные в разных государствах, так и международные, начали разворачивать свою работу в Армении ещё до распада СССР. Основной корпус составляют те, которые базируются в США, Великобритании, странах, входящих в Европейский Союз. Их влияние в стране несопоставимо по масштабу и глубине с результатами деятельности фондов, созданных армянскими организациями в диаспоре, эффект работы которых можно отнести к «статистической погрешности».

Отличительной особенностью Армении является также достаточно тесное взаимодействие таких организаций с властями, выделяющими некоторым структурам соответствующие гранты. Распределение правительственных грантов контролируется «группой мониторинга», куда включены чиновники в прошлом – президентской администрации, ныне – администрации премьер-министра, а также представители «партнерских организаций».

Возможностью для начала деструктивной деятельности нередко становятся драматические факторы, вызывающие глубокий стресс всей популяции, такие как стихийные бедствия или война, открывающие пути для благотворительности и социальной помощи. Именно в конце 1988 года, во время землетрясения и перерастания Нагорно-Карабахского конфликта в вооружённую фазу, в Армению устремились не только западные фонды, но и нетрадиционные конфессиональные группы и секты (Кришнаитов, Свидетелей Иеговы, Слова жизни и пр.), ибо нет лучшей основы для налаживания контактов с социумом, чем подавленные горем люди. Следующий этап, после распада Союза был ознаменован «помощью в демократическом развитии» и сопряжён с борьбой за «права человека», первоначально – расширительно – без акцентуации на правах сексуальных и гендерных меньшинств.

Институционально западные центры построили свою работу в соответствии с интересами и идеологическими установками заказчика через посредников, подбиравших подходящих исполнителей. Первым этапом деятельности стало создание сетей: информационных, правозащитных, экспертных, религиозных в виде местных НПО\НКО и пр. для последовательной работы по контролю за органами государственной и местной власти. Успешность в этом деле была, помимо прочего, обусловлена малыми масштабами Армении и её этнической однородностью.

В Армении переход от государственного контроля – к частному в сфере семьи и детства произошел резко, почти сразу после переворота 2018 года. Международные (World Vision, SOS Villages) и местные, но спонсируемые Западом организации с поддержки министерства и при кураторстве фонда Юнисеф смогли закрыть подконтрольные государству учреждения, протолкнуть законы о временных платных семьях, даже в том случае если ребенок не сирота и живет в своей биологической семье, и установить монополию на сеть уже собственных интернатов, детских дневных центров и приютов, часть которых принадлежит сектам (как в городах Дилижан или Гюмри). Этого оказалось недостаточно, и монополия со стороны прозападных организаций была установлена также на подготовку кадров социальных работников, которые в дальнейшем будут проводить работу с населением, оценивать положение семьи и единолично принимать решение относительно пребывания ребенка в биологической семье. Среди таких кадров немало представителей деструктивных культов. Параллельно начался активный набор и подготовка платных семей в различных регионах под примитивным лозунгом: «Возьмете ребенка за деньги?», что в свою очередь играет дополнительную разлагающую роль в обществе, превращая ребенка в товар, на котором можно неплохо заработать.

Таким образом, на выходе Армения получила уничтоженную государственную систему защиты детей, монополию со стороны иностранных организаций в деле принятия решений относительно будущего армянских детей из неблагополучных семей (а в Армении уровень бедности среди населения составляет 25–29%), монополию на подготовку кадров, работающих с малоимущими семьями, свободный доступ к детям различного рода пропагандистов со стороны неконтролируемых государством структур, в том числе сект, радикальных феминисток, ЛГБТ-активистов и пр.

2013-й год в Армении был переломным. Правительство Сержа Саргсяна в обмен на кредиты и другие общения согласилось принять ряд законов, прикрываемых термином «социальный пол» – «гендер», рассчитанных в перспективе на легализацию однополых браков и защитить интересы НКО, пропагандирующих сексуальные отклонения среди детей и подростков. Кроме того, в Армении принимались меры для защиты интересов иностранных сект, что в итоге привело к нарастанию их влияния на критическую массу населения и проникновению во всё структуры власти.

Поскольку религиозные объединения в Армении подпадают под категорию НКО целесообразно привести здесь выдержку из интервью Александра Амаряна (от 28.12.2019 года), лидера Народного фронта защиты национальных и духовных ценностей, руководителя Центра помощи и реабилитации жертв деструктивных культов. По его данным, на 2013 год в Армении насчитывалось 7% сектантов от общего населения.

«У нас официально зарегистрировано 67 религиозных организаций, из коих 14 принадлежат традиционным конфессиям христианских церквей: это по нескольку организаций Армянской апостольской церкви, православной, католической и евангелистской. Остальные 53 – секты, не входящие в структуры традиционных конфессий. Сектантов же, по данным десятилетней давности, было 350 тысяч. Из этих сект только одна, отпочковавшаяся от Евангелистской – ортодоксальная евангелистская церковь – самофинансируется и не занимается прозелитизмом, т.е. стремлением затащить граждан в свои ряды. Проще говоря, вербовкой. Остальные все сидят на зарубежном финансировании и имеют разветвленную сеть филиалов. С разными центрами, но не исключено, что в самых верхах эти центры сливаются в один или тесно связаны».

Активность деструктивных религиозных течений порождает весьма неудобные вопросы к представителям традиционных церквей. Зачастую именно их пассивность и падение авторитета создаёт условия для внедрения различных сект. То, что традиционным церквям не всегда удается уберечь свою паству от посягательств этих течений, признает и ответственный редактор официального сайта Патриархия.ру, диакон Дмитрий Асратян. Корни проблемы, на его взгляд, уходят в советский период, когда традиционные церкви – и русская, и армянская – не имели возможности работать с населением. В настоящее время вступление в Альянс укрепило позиции упомянутых выше сект. Опишем две самые влиятельные и массовые: секту «Свидетелей Иеговы» и секту «Слово жизни.

Свидетели Иеговы

Напомним, что решением Верховного суда Российской Федерации 20 апреля 2017 года организация была признана экстремистской и после этого её штаб-квартира в СНГ переместилась в Армению (Аштарак).

В октябре 2004 года, приняв долгожданные меры по регистрации Свидетелей Иеговы в качестве легальной религиозной организации, Армения выполнила одно из своих международных обязательств. Тем самым, правительство выполнило одно из своих обязательств в сфере гражданских прав перед Советом Европы, членом которого Армения числится с 2001 года. Примечательно, что всего за день до регистрации Парламентская Ассамблея СЕ приняла резолюцию, призывавшую ускорить решение этого вопроса. Отметим, что на территории Армении «Свидетели Иеговы» действуют с 1975 года. Официально организация была зарегистрирована в 2004 году после 15 предшествовавших отказов. При этом, госдеп США в своих отчетах постоянно критиковал Армению за «дискриминацию религиозных меньшинств». Свидетели Иеговы, жаловались на преследования со стороны, в особенности, военных (как известно, будучи пацифистами, Свидетели Иеговы отказываются служить в армии какой бы то ни было страны), но сумели одержать победу и встретили новость с радостью. Как сказал лидер армянских Свидетелей Храч Кешашян, правительство сделало «смелый шаг». Однако у решения этого оказалось много противников, как среди простых граждан, так и церковных лидеров.

Многие, в особенности, возрастные категории от 40 лет и старше отстаивают институт Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) и выступают против присутствия в стране Свидетелей Иеговы, видя в нем угрозу армянскому обществу и даже интересам государственной безопасности Армении. ААЦ видит в их деятельности попытки западных христианских групп пополнить свои ряды за счет её паствы.

Духовный лидер Армении Католикос Гарегин II назвал Свидетелей Иеговы «тоталитарной сектой», а официальный представитель Эчмиадзина, где располагается резиденция главы Апостольской Церкви, Варам Меликян использовал применительно к ним слово «анти-христиане». Меликян выступил с критикой действующего ныне закона о свободе вероисповедания и религиозных организациях. По его мнению, он «приведет к беде», поскольку не позволяет должным образом контролировать деятельность религиозных групп.

Против регистрации Свидетелей Иеговы выступал и лидер входящей в состав правящей коалиции Республиканской партии Галуст Саакян, который заявил, что европейские стандарты не должно обеспечивать в ущерб национальным ценностям. Молодежное крыло Республиканской партии открыло «горячую линию» для приема жалоб от граждан по поводу тех или иных незаконных действий Свидетелей Иеговы. При этом тогдашний премьер-министр Андраник Маргарян заявил: «Нам не следует продолжать запрещать их, мы должны дать им шанс. Надо обеспечить им условия, а в случае нарушения ими закона мы должны быть в состоянии пресечь их действия в рамках предусмотренных законодательством мер». Он отметил, что разрешение на осуществление деятельности имеют около трех дюжин других религиозных меньшинств, в том числе таких, которые представляются более «сомнительными», чем Свидетели Иеговы.

Идеология «Свидетелей Иеговы» несет прямую угрозу институту семьи и элементарному праву человека на жизнь. Борьба с ними требует грамотно выстроенной и координированной работы. Религиозный экстремизм – одна из актуальных проблем в странах постсоветского пространства. Различные деструктивные течения и организации ведут активную деятельность в государствах бывшего СССР, и зачастую традиционные церкви оказываются беспомощными перед их натиском.

Вопросы борьбы с религиозным экстремизмом и укрепления традиционных ценностей обсуждались на Третьей международной конференции «Традиционные ценности – вызовы современности» в Первопрестольном Эчмиадзине. Мероприятие состоялось 22 марта 2018 года, в нём приняли участие представители общественных организаций России и Армении, эксперты, общественные деятели, молодежь, СМИ.

Слово жизни

«Слово жизни» (Word of Life) – религиозная община, основанная в 1983 году и относящаяся к группе «Движение веры», также – международное объединение поместных пятидесятнических общин. На конфессиональном поле секту позиционируют как протестантское умеренно-харизматического направления, а также как неопятидесятническое движение.

Основная часть работы осуществляется не напрямую, но инициируется верующими Объединения через учреждение и поддержку профильных общественных фондов. Эта работа осуществляется в сферах:

  • Реабилитация наркозависимых;
  • Реабилитация алкозависимых;
  • Поддержка бездомных;
  • Работа в детских домах;
  • Работа в тюрьмах;
  • Поддержка родителей детей с нарушениями в развитии;
  • Поддержка женщин в сохранении беременности;
  • Развитие инициатив по усыновлению детей;
  • Поддержка пенсионеров и ветеранов.

Уже известно участие этой секты в оранжевой революции на Украине. В те дни епископы практически всех конфессий, выступая с Майдана, призвали народ к сплоченности, единству и борьбе за Евангельские ценности.

Из интервью военно-политического аналитика Айка НАГАПЕТЯНА. https://www.golosarmenii.am/article/91012/antiarmyanskie-plany-i-rol-«slova-zhizni»

«…сопротивляемость народа сильна, когда он питается своими корнями, своей системой ценностей, опирающейся на веру, культуру, традиции, историю и т.д. Все это вместе называется национальной идентичностью. Что делают Пашинян и его команда? Пытаются эту идентичность уничтожить. Для подрастающего поколения идентичность формируется и крепнет, в первую очередь, в образовательной системе координат, из которой изымают историю Армянской Церкви, сокращают часы преподавания армянского языка, убирают военно-патриотическое воспитание и военную подготовку. И если два года назад всё, о чем я сказал выше, делалось скрыто, но сегодня скрытое становится все более явным.

И более чем явно дается зеленый свет на то, что в итоге призвано заменить упомянутые вами маркеры национальной идентичности: вместо уроков духовности – секспросвет, воспитание некой гипертрофированной толерантности по отношению к секс-меньшинствам и приглашение всевозможным сектам заполонить Армению. Не зря же подписывали Лансаротскую конвенцию и вошли в Международный альянс за свободу вероисповедания…

— Пашиняна, повторюсь, привели к власти глобалисты. Самый серьезный очаг сопротивления их планам – это христианин, верующий человек, приверженный национальным традициям. С 1991 года в Армению сначала тайно, потом с правовым закреплением хлынули сектантские движения, а проще говоря, отделения спецслужб стран, находящихся под управлением глобалистов. С 1991 года у нас действуют мормоны, «Свидетели Иеговы» с их центром в США, центр секты «Слово жизни», имеющей больше всего последователей, находится в Израиле, Великобритания имеет последователей своей Англиканской церкви в Армении, и т.д. Сегодня в отношении Армянской Апостольской Церкви идет настоящая война.

опасность «Слова жизни» мы не видим, она идет изнутри. Наш народ должен осознать, насколько опасно для общества вторжение сект. И действительно не случайно, что правительство Никола Пашиняна подписалось под таким проектом, как Альянс за свободу вероисповедания, в основе своей антикитайском, имеющим цель поставить Китай на колени, подняв против страны этнические и религиозные меньшинства. В контексте же Армении её присоединение к Альянсу настежь распахивает дверь (как будто мало нам десятков сектантских движений, которые уже действуют в стране) любым сектам. А их в мире сотни, причем многие имеют большой вес в разных странах».

Стоит ли после всего этого удивляться тому, что на ресурсах, курируемых сторонниками глобалистов в Армении, поднялся такой шум из-за открытия епархии РПЦ в Армении по согласованию с первопрестольным Эчмиадзином?



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

16 апреля 2025

 Премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил, что Ереван не получил от Баку письменного ответа на предложение по разблокировке региональных транспортных коммуникаций. Разработанный армянским правительством проект «Перекресток мира» не предполагает участия России, в отличие от транспортного коридора, на открытии которого настаивает Азербайджан. …

27 марта 2025

Еревану необходимо сделать выбор между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Евросоюзом (ЕС), убежден вице-премьер Алексей Оверчук. Он подчеркнул, что «усидеть на двух стульях» армянская сторона не сможет. «Я ознакомился с текстом самого закона, который принят (в Армении.— “Ъ”). Он такой …

13 марта 2025

Армения приняла предложения Азербайджана касательно двух спорных пунктов мирного соглашения, сообщил глава азербайджанского МИДа Джейхун Байрамов. По его словам, переговоры по согласованию текста документа завершены. «На следующем этапе ожидания Баку таковы — Армения должна внести поправки в свою конституцию, в …


Ваш браузер устарел! Обновите его.