ЕС vs. ЕАС
Спикер НС РА
12 сентября спикер НС РА О. Абрамян (РПА) заявил, что в вопросе вступления в ТС давления никто не оказывал, и РА готова парафировать Соглашение об Ассоциации с ЕС на саммите в Вильнюсе. “Конечно, договор о Глубокой и всеобъемлющей зоне торговле — совсем другое дело, но парафировать АА, учитывая, что никак не противоречит членству в ТС, мы готовы”. Он отметил, что армянские власти продолжают встречи и переговоры с намерением продолжить углубление исходящих из интересов РА отношений с ЕС. По его утверждению, никакой спешки в принятие решения о членстве в ТС не было и когда документ будет готов, он будет представлен в парламент, поскольку власти РА сами определяют ее внешнеполитический курс. По его мнению, вступление в ТС для РА выгодно как в экономическом, так и в политическом плане. Спикер уверен, что если РА будет невыгодно, она может отказаться от подписания соглашений по членству в ТС. «Как только у нас будет документ со всеми обоснованиями, тогда мы и выразим нашу точку зрения. Как только документы будут готовы, тогда мы и поговорим об этом по существу».
Комментируя заявление комиссара ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Ш. Фюле, он отметил, что вступление в ТС не противоречит Соглашению об ассоциации.
Отвечая на вопрос о том, когда РА сообщила европейским коллегам о решении вступить в ТС, учитывая то, что Ш. Фюле указал на 30 августа, О. Абрамян отметил, что на этот вопрос ответил глава МИД РА Э. Налбандян.
ЕС-РА
13 сентября на встрече с журналистами комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Ш. Фюле заявил, что никаких документов с РА на саммите “Восточного партнерства” в Вильнюсе подписано не будет. «Соглашения «О глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли” является частью Соглашения об ассоциации. Это единый документ, и один от другого отделить невозможно». Отвечая на вопрос о возможности подготовки какого-либо документа, предусматривающего новый формат сотрудничества РА с ЕС, он отметил, что подобный серьезный документ невозможно подготовить до Вюльнюсского саммита. Тем не менее, он добавил, что ЕС не отказывается от дальнейшего сотрудничества с РА.
Ш. Фюле назвал неприемлемым давление РФ на страны-участницы «Восточного партнерства» с целью недопущения их тесной интеграции с ЕС. По его словам, вопрос более тесного сотрудничества с ЕС является суверенным правом этих государств. «Наша задача не строить стены, наша задача строить свободную зону от Лиссабона до Владивостока». Отвечая на вопрос, считает ли он, что решение РА вступить в ТС было обусловлено давлением со стороны РФ, Ш. Фюле заявил: «Армянские власти говорят, что давления не было. Кто я такой, чтобы ставить это под сомнение?».
В свою очередь министр ИД РА Э. Налбандян отметил, что с самого начала переговоров с ЕС, РА заявляла о своем желании более тесного сотрудничества с ЕС, но не за счет союзнических отношений с РФ. Он отметил, что при поддержке ЕС правительство РА смогло реализовать многочисленные реформы, направленные, в частности, на укрепление законности, защиту прав и свобод человека, усовершенствование избирательных процессов и законодательства, укрепление институтов гражданского общества. «Мы благодарим за эту поддержку и ожидаем продолжения реформ в будущем».
РА-Польша: ЕС
17 сентября на встрече со своим польским коллегой Р. Сикорски в рамках рабочего визита в Польшу глава МИД РА Э. Налбандян заявил, что отношения между РА и ЕС важно продвигать, основываясь на зафиксированном прогрессе, и результатах прошлых лет. «Армения с самого начала инициативы Восточного партнерства, и даже ранее, говорила и продолжает утверждать, что готова иметь по возможности тесные и расширенные отношения с ЕС, находиться рядом с ЕС, насколько это будет возможно для Европейского Союза, однако не во вред и не за счет наших союзнических отношений с Россией. И именно в этом контексте следует рассматривать решение Армении о членстве в ТД».
Он отметил также, что РА намерена продолжить всесторонне сотрудничество с ЕС по всем возможным направлениям.
Партия “Свободные демократы”
12 сентября в НС РА во время вопросов правительству, комментируя заявление премьер-министра о том, что РА желает получить статус наблюдателя в ШОС, депутат А. Арзуманян заявил, что у него складывается впечатление, что у руководства РА стало привычкой давать обещания вступать во все возможные международные организации. Он выразил недоумение тем обстоятельством, что в принятой в этого года программе правительства, в разделе, касающемся внешней политики, в качестве приоритетных направлений были отмечены дальнейшее укрепление сотрудничества с ЕС и развитие сотрудничества в рамках ОДКБ, а о ШОС там не упоминалось вообще. “Следовательно, если в программе правительства внесены какие-то поправки, то парламент должен об этом знать и утвердить эту новую программу, в противном случае подать в отставку”. Кроме того, по его словам, в уставе ШОС особый акцент делается на борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, и в этом контексте парламентарий обратил внимание на тот факт, что ряд членов ШОС, например, Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, рассматривают карабахский конфликт исключительно как сепаратистское движение.
В ответ на его замечание глава МИД Э. Налбандян отметил, что речь идет лишь о статусе наблюдателя в ШОС. А что касается связи с карабахским конфликтом, то, по его словам, в рамках ШОС до сих пор не было принято ни одного документа, ни одной резолюции, которая каким-либо образом была направлена против интересов РА.
Демократическая партия Армении
12 сентября ДПА распространила заявление о том, что считает верным решение РА о присоединении к ТС. «Углубление сотрудничества в рамках ТС исходит как из экономических, так и социальных интересов нашей страны. Это дает возможность стать одним из основателей процесса формирования ЕАС». ДПА считает, что власти РА в ходе переговоров со странами-членами ТС должны последовательно представить создание механизмов взаимовыгодного сотрудничества в условиях отсутствия общих границ, при этом «ни при каких условиях никогда не пренебрегая жизненно важными интересами НК, поскольку экономические структуры Арцаха фактически действуют в таможенном пространстве Армении». В то же время в ДПА считают, что присоединение к ТС никоим образом не препятствует сотрудничеству с другими странами и союзами. “Если представители ЕС искренни в своих заявлениях, то Армения может продолжить сотрудничество в рамках Соглашения об ассоциации и стать своеобразным мостом между ЕС, ТС, и странами-членами будущего ЕАС».
Армянский национальный конгресс
13 сентября на пресс-конференции председатель партии «Демократическая отчизна» П. Макеян выразил мнение, что решение о вступлении РА в ТС или подписание Соглашения об Ассоциации должны были решаться посредством референдума. По его мнению, после многолетних обсуждений в РА в контексте ТС и Соглашения об Ассоциации с ЕС, данное решение стало скоропалительным, в результате чего страна очутилась в центре столкновения интересов двух сил, «получая удары как с Востока, так и с Запада». Он пояснил, что его обеспокоенность по поводу решения РА вступить в ТС обусловлена как политическими, так и экономическими аспектами, в частности, опасением, что после этого шага РА лишится не только своего суверенитета, но и возможности открыть для себя новые рынки для сбыта товаров. «Вступление Армении в ТС ограничит наши возможности выхода на другие рынки, что в итоге приведет к уменьшению стимула повышать качество производимых в республике товаров, иными словами – к понижению их конкурентоспособности».
Республиканская партия Армении
13 сентября на пресс-конференции депутат НС М. Минасян выразил мнение, что присоединение РА к ТС выгодно РА как с политической, так и с экономической точки зрения. «Присоединение к Таможенному союзу увеличит гарантии безопасности нашей страны… Что же касается конкурентоспособности наших товаров, то не думаю, что с вступлением в ТС она понизится». В то же время он подчеркнул, что вступление в ТС не должно стать препятствием для продолжения сотрудничества РА с европейскими странами.
13 сентября на пресс-конференции глава фракции РПА Г. Саакян заявил, что вступление РА в ТС не только не повредит суверенитету, но и поспособствует усилению безопасности РА, усилить безопасность границ республики, а также откроет новые рынки для армянских товаров. В то же время он сказал, что вступление в ТС не должно препятствовать сотрудничеству РА со странами Европы, а также членству РА в других объединениях. «Мы всегда были сторонниками формата «и…и.», а не «или… или.». Даже если появятся другие предложения, и мы посчитаем выгодным участие в других союзах, то мы должны принять в них участие, поскольку, сопоставляя интересы Армении с интересами других стран, мы приобретаем друзей».
Зампред РПА также отметил, что решение о вступлении РА в ТС не стало для их партии неожиданным, поскольку этот вопрос наряду с Соглашением об ассоциации с ЕС уже долгое время обсуждался в политическом поле республике.
Партия “Наследие”
17 сентября на пресс-конференции лидер партии «Наследие» Р. Ованнисян подверг резкой критике решение С. Саргсяна о вступлении страны в ТС. “Я считаю, что последние годы внешней политики Армении, начиная от армяно-турецких протоколов и заканчивая этим заявлением, являются современным повторением антиармянского большевистко-турецкого договора 1921 года (Московский договор)”. По его словам, вступление в ТС ограничивает суверенитет РА, и президент С. Саргсян за подобные действия должен покинуть свой пост.
Он заверил, что тема вступления РА в ТС станет одной из основных на митинге партии «Наследие» в пятницу на Площади Свободы. При этом он добавил, что борьба против вступления РА в ТС не направлена против РФ. “В этой борьбе нет ничего антироссийского, мы против восстановления СССР, мы за независимость Армении”. Он добавил, что на митинге будут говорить не только о решении президента РА вступить в ТС, что, по его мнению, ограничивает суверенитет РА, но и внутриполитические проблемы республики. «Государственность, свобода и независимость нашей страны в последнее время оказались под угрозой. Мы живем в чрезвычайном положении, и необходимо искать пути решения. Так продолжаться не может».
Говоря о намерения РА вступить в ТС, он выразил мнение, что «мы идем в направлении, которое не обещает перспектив для нашей страны. С точки зрения качества ЕС больше соответствует сущности Армении, несмотря на отсутствие гарантий о соответствии положений предлагаемого ЕС документа интересам Армении».
Союз отечественных товаропроизводителей
12 сентября в ходе пресс-конференции председатель Союза отечественных товаропроизводителей В. Сафарян выразил мнение, что решение о вступлении в ТС привело к столкновению мнений в армянском обществе и возникновению различных подходов, и естественно, что каждый пытается обосновать свою позицию. По его словам, Союз считает, что членство в ТС напрямую будет стимулировать развитие экономики, так как у РА с РФ в советские годы были общие экономическое пространство и промышленно-экономическая культура, кроме того, предприятия двух стран работали по одинаковым технологиям. «Когда сегодня ставится задача углублять, развивать интеграционные связи, это означает, что хозяйствующие субъекты Армении смогут восстанавливать экономические связи со своими российскими партнерами более свободно и сделать более эффективными свои экономические функции».
При этом он отметил, что любая страна всегда стремится достичь свободного перемещения человеческих ресурсов, капитала, а ТС может дать эту свободу. Что же касается точки зрения, согласно которой членство в ТС приведет к ограничению политической свободы РА, В. Сафарян указал, что в мире нет абсолютно независимых в политическом плане государств, все страны соединены экономическими и военно-стратегическими связями. «Если у тебя есть сильная экономика, ты можешь вести сильную внешнюю политику. Я полагаю, что наша экономика станет более мощной, появятся новые рабочие места».
В. Сафарян отметил также, что для РА российский рынок незаменим, в частности в плане реализации готовых товаров, и РА получит выход на этот рынок путем экономического сотрудничества.
Как подчеркнул эксперт, членство в ТС никоим образом не предполагает замораживания отношений или сотрудничества с Европой.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
РА: Сирийская проблема
17 сентября пресс-секретарь МИД РА Т. Балаян заявил, что Ереван приветствует договоренности между главой МИД РФ С. Лавровым и госсекретарем США Дж. Керри по сирийской проблеме, “которые позволяют уничтожить химическое оружие и исключить его использование в Сирии, и могут проложить путь к поиску политического решения сирийского кризиса мирным путем, направленного на прекращение страданий народа Сирии и его неотъемлемой части — десятков тысяч сирийских армян”.
АРЦАХСКИЙ КОНФЛИКТ
Президент США: МГ ОБСЕ
12 сентября было обнародовано послание президента США Б. Обамы президенту РА С. Саргсяну, в котором отмечается, что назначение посла Дж. Уорлика на пост нового сопредседателя МГ ОБСЕ от США — серьезное подтверждение готовности США помочь сторонам карабахского конфликта в вопросе его мирного урегулирования.
Президент США также призвал армянского коллегу в ближайшие месяцы использовать возможности выхода на прямой диалог с Баку, время и возможности сопредседателей для выхода переговорного процесса из тупика. Взаимные уступки в общих чертах уже уточнены, в связи с чем, по мнению американского президента, настало время приложить новые усилия для установления мира в регионе.
Американский сопредседатель МГ ОБСЕ
12 сентября на пресс-конференции в Ереване американский сопредседатель МГ Дж. Уорлик отказался комментировать инцидент с нарушением прав армянского военнопленного А. Инджигуляна в Азербайджане. На вопрос журналистов, обсуждался ли вопрос А. Инджигуляна во время визита в Баку, Дж. Уорлик заявил, что на данный момент у него нет комментариев по этому поводу.
Он заявил, что с нетерпением ждет работы с российским сопредседателем И. Паповым. Однако он ушел от прямого вопроса, может ли намерение РА вступить в ТС повлиять на посреднические усилия США и РФ. “Сопредседатели МГ ОБСЕ должны тесно сотрудничать для разрешения карабахского конфликта. Лично я готов к работе со своим российским коллегой — Игорем Поповым”.
По его мнению, в процессе урегулирования карабахского конфликта необходимы инициативы “второго пути”, которые помогут сформировать понимание и доверие между народами региона. “Мы можем приложить новые усилия по части всех инициатив “второго пути”.
НКР-МГ ОБСЕ
13 сентября на встрече с прибывшим в Арцах новоназначенным сопредседателем МГ ОБСЕ от США Дж. Уорликом президент НКР Б. Саакян заявил, что самым большим препятствием на пути урегулирования карабахского конфликта является деструктивная политика официального Баку. Он отметил, что со временем такая политика Баку начинает представлять еще большую угрозу миру и стабильности в регионе, и призвал сопредседателя уделять особое внимание этой проблеме.
На встрече были обсуждены вопросы, касающиеся карабахского конфликта.
Стороны отметили необходимость мирного урегулирования конфликта в рамках МГ.
Во встрече принял участие министр иностранных дел НКР К. Мирзоян, другие должностные лица.
РА: Азербайджан-Румыния
17 сентября пресс-секретарь МИД РА Т. Балаян, комментируя сведения о том, что министр ИД Румынии якобы сделал заявление, искажающее суть карабахской проблемы и процесса ее урегулирования, заявил, что РА не считает, что ради того, чтобы угодить какой-либо азербайджанской лоббистской организации, ответственное лицо из какого-либо государства может сделать столь безответственное заявление, которое может только навредить переговорному процессу. «Трудно поверить в то, что высокопоставленный чиновник какого-либо государства – члена ОБСЕ или ЕС может позволить себе сделать заявление, противоречащее подходам как ОБСЕ, так и ЕС, а также всем пяти заявлениям относительно урегулирования проблемы НКР, с которыми выступали за последние пять лет руководители стран-сопредседателей».
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Армянская революционная федерация
17 сентября депутат НС РА А. Минасян заявил, что то, что АРФ готова в рамках реализации программы по предотвращению эмиграции «Мы будем жить в своей стране» сотрудничать с властями, вовсе не означает, что АРФ готова вернуться в состав правящей коалиции. Он подчеркнул, что АРФ готова сотрудничать с властями, но не по коалиционному принципу. «Если власти не готовы к осуществлению реформ, то они должны как можно скорее покинуть арену, если же готовы, но не могут, то нужно помочь им осуществить эту программу».
Касаясь наблюдения о том, что АРФ и раньше представляла подобную программу, однако сплочения так и не произошло, А. Минасян отметил, что они проведут обсуждения со всеми. “Это документ, который является основой национальной платформы, в обсуждение которого должны быть вовлечены политические силы и гражданское сообщество. Это не собственность. Эта программа нацелена на развитие государства, а не предоставление власти оппозиции».
В свою очередь представитель ВО АРФ А. Рустамян заявил, что гарантией решения одной из важнейших проблем в стране является формирование единой системы власть-оппозиция.
МНЕНИЕ
Телемост Ереван-Москва
12 сентября в ходе телемоста Ереван-Москва на тему «Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Выбор Армении» директор региональных программ Института каспийского сотрудничества В. Коваленко выразил мнение, что вступление РА в ТС существенно укрепит ее позиции в регионе. Он не понимает, что могло лечь в основу подписания Арменией Ассоциативного соглашения с ЕС. Принятое же решение президента РА С. Саргсяна о вступлении в ТС, на его взгляд, полностью соответствует национальным интересам РА. Он уверен, что участие Еревана в этом интеграционном объединении поднимет на качественно новый уровень существующие отношения между РА и РФ, начиная от сотрудничества в сельскохозяйственной отрасли, кончая взаимодействием в гуманитарной сфере. Он также считает необходимой активизацию экономических контактов на уровне малого и среднего бизнеса, создание в РА совместных предприятий. В гуманитарной сфере, по его мнению, существует большой потенциал для сотрудничества. “При поддержке российской стороны в Армении открыты около 100 центров бесплатного обучения русского языка. Сегодня симпатии подавляющего большинства граждан Армении — на стороне России. И наглядной иллюстрацией такого хорошего отношения служит хотя бы наличие огромного количества желающих пройти курсы русского языка”.
По мнению директора Института Кавказа А. Искандаряна, РА связана с РФ множеством разнообразных нитей, и разрывать эти нити сегодня абсолютно нет никакой возможности. Однако, с ТС, по его оценке, все не так просто, как может показаться на первый взгляд. “Принятое 3 сентября в Москве решение было политическим. А для того, чтобы придать этому решению конкретный смысл, превратить это решение в реальное взаимодействие в рамках ТС, нужно проделать колоссальную работу, нужно согласование в вопросе таможенных норм, передвижения товаров и многим другим проблемам. В конце концов, есть проблема отсутствия общих границ между Арменией и РФ. Нужно пройти некий путь по выработке определенных схем и соглашений”.
В свою очередь, координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института Востоковедения РАН А. Скаков отметил, что ни Москва, ни тем более Брюссель на данном этапе не готовы выделять большие деньги на реализацию интеграционных проектов. По его словам, и европейская интеграция, и евразийская интеграция сегодня выглядят чисто фантомными идеями, поскольку в обоих случая нет необходимых «дорожных карт». “Мы видим сегодня проблемы между Россией и Белоруссией, вызванные «калийной войной». Ну, разве это соответствует логике Таможенного союза?! С другой стороны очевидны и финансовые трудности в ЕС. Следовательно, полагать, что Москва либо Брюссель вложат громадные средства на реализацию интеграционных проектов — было бы слишком опрометчиво”.
Он, тем не менее, выразил надежду, что переговоры вокруг вступления РА в ТС, быть может и не скоро, но все же в перспективе будут наполнены конкретным содержанием.
Он также отметил, что Еврокомиссар Ш. Фюле в своем заявлении по поводу давления РФ на страны «Восточного партнерства» немного погорячился. «С одной стороны господин Фюле в чем-то прав, с другой стороны он во многом не прав. Давление шло со стороны и ЕС и со стороны России». Он подчеркнул, что в первую очередь довольно сильное давление с обеих сторон оказывалось на Украину, и именно эта страна была точкой, куда были смещены все векторы усилий. А. Скаков подчеркнул, что Украину заставили, и в первую очередь европейцы, сделать выбор «или-или». «После этого пришел черед Армении, перед которой был поставлен вопрос, связанный, как мы все понимаем, не с экономикой, а с политикой, и в первую очередь, с безопасностью». Гораздо меньше внимания, по его словам, было уделено ассоциированному членству Молдавии или Грузии, исходя из различных факторов и выбранной позиции этих стран.
А. Скаков напомнил, что по данному вопросу, кроме заявления Ш. Фюле, в других странах Европы были озвучены другие заявления – гораздо более толерантные в отношении выбора РА и действий Украины.
А. Искандарян отметил, что формулировка действий «чудовищное давление» или «попытка влияния» является вопросом лингвистики и не влияет на смысл этих действий. «Политика – есть некоторая сумма влияний, и государства, международные структуры, международные организации и политики внутри стран пытаются повлиять друг на друга в зависимости от их веса, размерности и так далее». По его словам, перед РА в какой-то момент встала необходимость сделать свой выбор. Эксперт отметил, что на тот момент стоял вопрос, касающийся безопасности страны, и он не имел альтернативы.
Он отметил, что РА всегда хочет осуществлять политику в формате «и-и»: так, РА сотрудничает с Ираном и США. «Мы сотрудничали с возглавляемой Сакашвили Грузией и Россией именно после войны, что было достаточно сложно». По его словам, РА продолжит сотрудничать как с РФ, так и с Европой, Китаем или другими странами. «Та работа, которую мы вели в направлении ЕС, не пропадет даром».
По словам В. Коваленко, РФ никогда не выступала против сотрудничества между РА и ЕС и отмечала, что ничего не препятствует совмещению этого сотрудничества с ТС. “Были те, кто утверждал, что нужно выбирать между ними, но нашелся умный человек, который заявил о возможности параллельного осуществления интеграционных процессов”. По его словам, Абхазская железная дорога обязательно откроется и РА уже не будет в ситуации, когда ее окружают враждебные или недоброжелательные страны.
А. Скаков отметил, что не согласен с В. Коваленко в вопросе скорейшего открытия Абхазской железной дороги. «Думаю, эта дорога откроется не в ближайшем будущем, так как данный вопрос решают не в Москве, Ереване, Тбилиси или Сухуми, а в Брюсселе и Вашингтоне».
Круглый стол “Новый выбор Армении: Сценарии экономического и политического будущего”
12 сентября в Ереване в ходе круглого стола «Новый выбор Армении: Сценарии экономического и политического будущего» директор немецкого Фонда Конрада Аденауэра по Южному Кавказу Джанан Атылган выразила мнение, что решение РА вступить в ТС породило множество вопросов относительно перспектив ее развития и суверенитета. “Мы были немало удивлены решением президента Армении С. Саргсяна о вступлении в ТС. Это было неожиданностью для нас, поскольку ни одно обстоятельство не предвещало подобного разворота событий”. Более того, по ее словам, события развивались таким образом, что их логическим завершением должно было стать парафирование в Вильнюсе Ассоциативного соглашения с ЕС. Сегодня, уже в контексте принятого 3 сентября в Москве решения возникают новые вопросы, а именно, как будет РА развиваться дальше, какие перспективы вырисовываются в плане обеспечения ее суверенитета.
В то же время, по ее словам, их фонд наряду с остальными европейскими организациями и дальше будет вкладывать свою лепту в сближение РА и ЕС. “В нашей деятельности приоритетными направлениями являются обеспечение прозрачности систему управления, формирование сильного гражданского общества в Армении, стимулирование диалога армянского общества и власти с ЕС”.
По словам директора Института Кавказа А. Искандаряна, в реальности вступление РА в ТС невозможно. Эксперт считает, что в данном случае отсутствие границ — не самая главная проблема. “Таможенный союз кроился под Казахстан и Россию, а все, что им нужно, противоречит тому, что необходимо Армении. Казахстан и Россия производят и экспортируют энергоносители, и Таможенный союз нужен им для этого. Армения же их импортирует энергоносители. Более того, между странами ТС и Арменией не только нет границ, но и между ними лежит не пустая территория, а Грузия, являющаяся очень специфической страной для России. Помимо всего этого, Таможенный союз — это тысячи страниц текстов, которые годами прорабатывались. И сегодня взять в одночасье все это подписать Армения по понятным причинам не может”.
По его словам, решение о присоединении РА к ТС было политическим и безальтернативным, и кто бы ни был на месте президента С. Саргсяна, был бы вынужден принять то же самое решение. Он отметил, что в отличие от Грузии, Украины и Молдовы, у РА также имеется проблема безопасности. “На Молдову или Украину можно оказать давление или влияние в экономическом плане, в плане коммуникаций, перемещения людей и т.п. Все это вещи принципиально компенсируемые. Это деньги, и ЕС может это компенсировать. Что касается Грузии, то у России нет инструментов, все что можно было сделать, уже сделано, и Грузии нечего терять. Но когда ставится вопрос безопасности, у Армении есть красная черта, за которою она не может переступить. Иными словами, у вышеуказанных стран нет своих азербайджанов”. Эксперы также добавил, что подписание Договора о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли невозможно, хотя власти РА попытаются поехать в Вильнюс и что-то подписать. Но вместе с тем, подписать только политическую часть — Ассоциативное соглашение крайне сложно, возникнут многочисленные технические проблемы, так как это единый документ. “Как бы то ни было, Европа, возможно, попытается найти способ возобновления переговоров с Арменией. Об этом свидетельствует, в частности, и визит еврокомиссара Ш. Фюле в Ереван”.
Амаяк Ованнисян
12 сентября на пресс-конференции председатель Союза политологов Армении А. Ованнисян заявил, что в жесткой империи под названием ЕС Армении уготовано место среди стран 6 сорта. По его словам, Европа находится в глубоком экономическом кризисе, на фоне которого у армянской продукции нет перспектив выхода на европейские рынки. Сам ЕС нуждается сегодня в новых рынках сбыта и европейцам сегодня не до армянской продукции. Противоположная ситуация складывается в направлении евразийской интеграции, в которой РА сможет участвовать на равных правах.
Ашот Манучарян
14 сентября на пресс-конференции бывший советник первого президента РА по вопросам национальной безопасности А. Манучарян выразил мнение, что решение РА войти в ТС, было принято с согласия США. “ЕС и Европа это два разных понятия. ЕС является хорошо управляемым инструментом в руках США и если бы Армения подписала соглашение с ЕС, то пришлось бы полностью перестраивать структуру власти в стране, подгоняя ее под американскую систему, что пока не выгодно США и чего удастся избежать в случаи вступления в ТС”. При этом эксперт добавил, что для власти РА данное решение было неожиданным, и по сути активные переговоры с ЕС, продолжавшиеся более трех лет, были пущены на ветер.
В тоже время он отметил, что решение РА вступить в ТС было принято под грубым давление РФ, и является лишь видимостью экономического союза, в действительности же это геополитический союз, перераспределяющий сферы влияния на международной арене. “Это решение станет началом новой войны, а не ее концом”.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОВОСТИ
НКР-ФРГ
12 сентября спикер НС НКР А. Гулян принял прибывшего в Степанакерт с краткосрочным ознакомительным визитом члена постоянной комиссии по внешним сношениям Бундестага Ю. Климке. А. Гулян отметил, что для них приятно, что парламентарии европейских стран изъявляют желание посещать Арцах с целью непосредственного ознакомления с ситуацией на месте.
В свою очередь немецкий депутат отметил, что для получения полного представления о НК, предпочтительнее стать очевидцем всего происходящего. «Лучше один раз увидеть собственными глазами, чем добывать информацию обо всем этом из различных источников».
В ходе встречи были затронуты вопросы, касающиеся процесса урегулирования азербайджано-карабахского конфликта, активизации межпарламентских отношений и другие вопросы.
На встрече присутствовал председатель постоянной комиссии по внешним сношениям НС НКР В. Атанесян.
12 сентября на встрече с Ю. Климке и сопровождающими его лицами президент НКР Б. Саакян заявил, что НКР заинтересована в развитии отношений с Германией, и для этого есть необходимые предпосылки. В ходе встречи были обсуждены различные направления сотрудничества между Арцахом и Германией.
Во встрече приняли участие министр иностранных дел НКР К. Мирзоян, председатель Группы дружбы Армения-Германия НС РА А. Давтян, депутат НС РА, член Бюро АРФ В. Ованнисян, другие должностные лица.
РА-Беларусь
12 сентября глава МИД РА Э. Налбандян обсудил с министром ИД Беларуси В. Макеем вопросы, связанные с членством РА в ТС. В ходе встречи Э. Налбандян отметил, что армяно-белорусские традиционные дружественные отношения переживают поступательно развитие, чему способствует также частые встречи на высоком уровне.
В. Макей отметил, что рад вновь посетить дружественную РА для обсуждения шагов, предпринимаемых для дальнейшего развития и углубления взаимодействия.
Собеседники обсудили также процесс реализации договоренностей между президентами двух стран, достигнутых в ходе визита президента Беларуси А. Лукашенко в РА в мае 2013 г.
Главы МИД двух стран обменялись также мнениями о сотрудничестве в рамках Восточного партнерства и о подготовке к Вильнюсскому саммиту.
РА-Грузия
12 сентября глава МИД РА Э. Налбандян и министр по вопросам Европы и евроатлантической интеграции Грузии А. Петриашвили во время встречи обратились к теме предстоящего 29-30 ноября в Вильнюсе саммита «Восточное партнерство» и подготовительным работам к данному событию, а также к вопросам сотрудничества в рамках «Восточного партнерства» ЕС. Стороны также обсудили ряд вопросов касательно армяно-грузинских отношений.
Министры подчеркнули, что отношения между РА и Грузией в политической, экономической и гуманитарной сферах находятся на высоком уровне. Стороны также подтвердили готовность продолжить усилия, направленные на дальнейшее расширение и укрепление двустороннего сотрудничества в разных областях.
РА-ЕС
12 сентября на встрече с комиссаром ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Ш. Фюле глава МИД РА Э. Налбандян подтвердил желание РА продолжать сотрудничество с ЕС по всем возможным направлениям. Собеседники продолжили переговоры, состоявшиеся 5-го сентября в Брюсселе, отметив важность проведения в Ереване в преддверии Вильнюсского саммита неофициальной встрече глав МИД и министров образования стран Восточного партнерства.
13 сентября на встрече с Ш. Фюле президент РА С. Саргсян заявил, что армянская сторона намерена развивать отношения с ЕС в конструктивном духе. В ходе встречи он подтвердил решимость РА продолжить широкомасштабные реформы, являющиеся стержневым фактором в отношениях с ЕС. Он подчеркнул, что РА должна развиваться, основываясь на перспективах демократии, защиты прав человека и верховенства закона.
В свою очередь Ш. Фюле отметил, что ЕС уважает свободный выбор своего партнера, добавив, что ожидает в ходе встречи выслушать те подходы и идеи, которые направлены на продолжение выстраивания отношений на основе прежних достижений.
Собеседники обсудили вопросы развития дальнейшего сотрудничества, а также повестки и подготовительных работ в преддверии саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе.
13 сентября прошла встреча секретаря Совета национальной безопасности РА с генсеком внешнеполитической службы ЕС Х. Шмидт, на которой А. Багдасарян заявил, что решение о вступлении в ТС принято с учетом национальных интересов РА. При этом он подчеркнул важность продолжения диалога с ЕС, отметив, что РА высоко оценивает реформы, осуществленные и проводимые в стране при содействии ЕС, и надеется на продолжительное сотрудничество по всем ключевым сферам и в будущем.
Собеседники обсудили ситуацию, сложившуюся в стране после решения о вступлении Армении в ТС, вопросы региональной безопасности, а также дальнейшего развития по линии сотрудничества с ЕС и мирного урегулирования карабахского конфликта.
13 сентября на встрече с Э. Налбандяном заместитель Х. Шмидт заявила, что ЕС желает продолжать взаимное сотрудничество с РА. Э. Налбандян, в свою очередь, отметил, что РА нацелена на продолжение интенсивного сотрудничества с ЕС по возможным направлениям, свидетельством чему является проведение в Ереване в преддверии Вильнюсского саммита неформальной встречи глав МИД Восточного партнерства. Говоря о пути, пройденном с момента старта Восточного партнерства, собеседники отметили, что за эти годы восточное партнерство сформировалось как действенный формат взаимного партнерства и инструмент для стимулирования реформ в странах.
В ходе встречи стороны обменялись мнениями по актуальным вопросам мировой повестки.
13 сентября премьер-министр РА Т. Саркисян обсудил с Ш. Фюле широкий спектр вопросов, относящихся к сотрудничеству РА-ЕС. Т. Саркисян высоко оценил программы, которые осуществляются в РА при финансовой и технической поддержке ЕС, а также отметил, что РА заинтересована в развитии сотрудничества с ЕС, систематичности и углублении демократических реформ, осуществляемых в разных сферах.
В свою очередь, Ш. Фюле отметил, что ЕС уважает выбор своих партнеров и готов рассматривать варианты сотрудничества, которые будут направлены на развитие и расширение сотрудничества. Он заявил также, что ЕС уважает свободный выбор своих партнеров и готов рассмотреть подходы и идеи вокруг двустороннего сотрудничества, направленные на развитие и расширение дальнейших связей.
Собеседники обменялись мнениями относительно интеграционных процессов.
14 сентября на встрече с министром образования и науки РА А. Ашотяном комиссар ЕС по вопросам образования, культуры, мультилингвизма и молодежи А. Василиу заявил, что политические процессы между РА и ЕС не должны влиять на сотрудничество в сфере образования. По его словам, укрепление связей в сфере образования для них было и остается важным приоритетом. “Надеюсь, что армянская сторона с зарегистрированными успехами и опытом в Болонском процессе будет полезна для стран Восточного партнерства и других”. В свою очередь А. Ашотян отметил, что как страна, принявшая секретариат Болонии, РА готова предоставить консультацию странам Восточного партнерства. При этом он подчеркнул, что на “карте образования” Европы есть непризнанные государства, но живущие в них люди также имеют право на вовлечение в международные образовательные программы. “Я согласен, что политические проблемы не должны становится причиной того, чтобы страдало фундаментальное право человека на образование. Думаю, этот вопрос должен стать предметом специального обсуждения на международных площадках”.
РА-РФ
13 сентября премьер-министр РА Т. Саркисян провел в субботу телефонную беседу со своим российским коллегой Д. Медведевым. Глава армянского правительства поблагодарил Д. Медведева за последовательный вклад в дело развития сотрудничества между двумя народами. Собеседники высоко оценили уровень двустороннего взаимодействия, выразив готовность и в дальнейшем прилагать усилия для развития и углубления армяно-российских отношений.
РА-Молдова
14 сентября в Ереване министр ИД РА Э. Налбандян обсудил с вице-премьером, министром ИД и европейской интеграции Молдовы Н. Герман вопросы расширения договорно- правового поля между странами.
Стороны также обсудили ход реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита президента РА в Кишинев 11 — 12 июня, а также совместные шаги Еревана и Кишинева в этом направлении.
Также собеседники затронули вопросы расширения сотрудничества в рамках международных организаций, стимулирования культурного обмена, а также сотрудничества на международном и региональном уровнях.