×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/arest-russkih-letchikov-v-tadjikistane-trebuet-prinyatiya-resheniy-strategicheskogo-poryadka/
Новости
15 мая
14 мая
13 мая
8 мая
7 мая
6 мая
3 мая
Арест русских летчиков в Таджикистане требует принятия решений стратегического порядка

Скандал с арестом и тюремным заключением русских летчиков в Таджикистане обнажил один важный принципиальный вопрос, который до этого оставался в тени общественной дискуссии России. Вопрос этот состоит в том, насколько надежными союзниками являются такие страны, как Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, и насколько мы можем положиться на них в критической ситуации. Почему я говорю именно об этих трех странах? Потому, что они все являются членами ОДКБ, то есть нашими военными союзниками. Теоретически в эту категорию мог бы попасть и Казахстан, но у этой страны существует важные отличия от трех перечисленных государств. Во-первых, в Казахстане проживает огромная русская община. Во-вторых, Казахстан является экономически самодостаточным государством, который не сидит на шее у России. В-третьих, Казахстан является членом Таможенного союза – самого тесного интеграционного объединения на постсоветском пространстве. И наконец, по-крайней мере в один критический момент Казахстан продемонстрировал действительно союзнический подход, поддержав Россию. Речь идет о событиях августа 2008 года, когда президент Казахстана Нурсултан Назарбаев осудил агрессию Саакашвили против Южной Осетии и российских миротворцев.

А что же мы увидели в поведении Таджикистана? Во время августовских событий президент Рахмонов отмалчивался. А в случае с летчиками, мы увидели отношение к России не как к союзнику, а как к враждебному государству. Союзники так не поступают. В таких случаях между союзниками проводятся консультации по дипломатическим каналам, и вопрос обычно решается путем передачи задержанных другой стороне. Смешно, но даже проамериканский Катар повел себя более достойно. Задержав наших разведчиков после ликвидации Яндарбиева, он через год передал их Москве. А якобы дружественный Таджикистан, задержав русских летчиков по смехотворному поводу, осудил их на 8,5 лет.

А теперь давайте представим, что началась война с НАТО. Что мы получим в этом случае от Таджикистана? Нож в спину? Блокирование нашей военной базы по указке США? А чем лучше Узбекистан? Это государство, когда почувствовало давление со стороны США во время Андижанских событий, быстро переметнулось на сторону России и вступило в ОДКБ. А некоторое время назад, когда американцы сменили гнев на милость и посулили финансовую помощь, опять стала заигрывать с Вашингтоном. Даже президент Белоруссии Лукашенко не выдержал и предложил специально разобраться с членством Узбекистана в ОДКБ. Ну а в Киргизии после свержения Бакиева стали звучать угрозы в адрес этнических русских. Мол не дадите денег, русским здесь придется плохо. Их видимо, считают там своеобразными заложниками. Поэтому встает вопрос: это союзники или кто?

Чем же объяснить поведение Таджикистана в конкретном случае с летчиками? Думаю – дело ясное. Летчиков хотят использовать как элемент торга с Россией. То есть они фактически взяли заложников и хотят их обменять на деньги. Ну и чем в этом случае власти Таджикистана отличаются от дудаевского террористического режима? Тем что они попытались придать процессу взятия заложников юридически завуалированную форму? Но это не сможет скрыть истинные мотивы их действий. Поэтому ответные действия России должны быть максимально жесткими и болезненными для Таджикистана, что преподаст урок всем на постсоветском пространстве.

Здесь надо отметить, что российское руководство само дает повод для того, чтобы становиться объектом подобного шантажа. Беспомощное поведение наших властей в случае с Бутом и Ярошенко, только разожгло аппетиты потенциальных шантажистов. А в советские времена этот вопрос решался просто. У противоположной стороны сразу же захватывался контр-заложник, а затем происходил обмен. После нескольких таких случаев практика захвата советских граждан сразу же прекратилась. Конечно, это относится к США и другим крупным государствам, к которым мы не можем применить реальные санкции. А вот в отношении Таджикистана возможностей для санкций более чем достаточно. Самым действенным ответом стало бы введение визового режима с этой страной. Этот акт получил бы широкую поддержку российского общества, так как таджикские гастарбайтеры и наркоторговцы уже всем изрядно надоели, естественно, кроме Федеральной миграционной службы и российского теневого бизнеса. Для этих «поборников национальных интересов» вообще было бы желательно превратить Россию в международный проходной двор и стричь купоны со всех приезжих. Надеюсь, что высшее руководство России не будет следовать их советам.

Пора уже давно понять, что политика «открытых дверей» в отношении среднеазиатских стран СНГ себя изжила. Двадцать лет назад в этих странах проживали еще советские люди, воспитанные на общей культуре и нормах поведения. Сейчас все изменилось. Оттуда едут малообразованные, низко-квалифицированные работники, воспитанные в другой культурной среде и подверженные влиянию агрессивного ислама. Не случайно, процент насильственных преступлений, совершаемых этими людьми в крупных российских городах просто зашкаливает. В этих условиях продолжение политики «открытых дверей» ведет к серьезной дестабилизации внутриполитической обстановки в стране. Поэтому введение визового режима с этими странами пойдет только на пользу российскому государству. А что мы, собственно, потеряем от такого решения? Да, ровным счетом ничего. Ну откажутся они быть нашими союзниками? Но на практике они и так таковыми не являются. А союзники за деньги России не нужны. От таких «союзников» — больше вреда чем пользы. Мало того, что на них идут государственные средства, которые могли бы пойти на национальную оборону – на таких союзников в критической ситуации и положиться то будет нельзя. Напротив, надо будет тратить дополнительные ресурсы, чтобы не допустить удара ножом в спину.

Поэтому хотелось бы предостеречь тех, кто сейчас пытается форсировать процесс расширения Таможенного союза за счет среднеазиатских стран. В этом деле нет ничего более опасного, чем перепрыгивание через этапы. Богатая и стабильная Европа и та захлебнулась от необдуманного расширения Европейского союза. А все потому, что стремились контролировать все большую и большую территорию. В итоге надорвали собственную экономику и поставили свое детище – Евросоюз на грань краха. Россия рискует повторить ту же ошибку. Между тем, уже звучат голоса о присоединении к Таможенному союзу не только Киргизии, но и Таджикистана. По-моему, нет более надежного способа подстрелить этот проект на взлете, чем гнаться за его поспешным расширением. На мой взгляд сейчас надо взять паузу, наложить на расширение мораторий и укреплять существующий союз, повышая уровень интеграции и делая его более привлекательным. На определенном этапе в этот Союз должна вступить Украина. И только после этого можно вести речь о присоединении к Евразийскому союзу Киргизии и Таджикистана. Пока же этим странам, если они действительно заинтересованы в интеграции с Россией, следует доказать на деле свое дружеское расположение к нашей стране, а также выполнить необходимые критерии для присоединения к Евразийскому союзу – такие как устойчивая государственность, политическая стабильность, соблюдение прав русского меньшинства, поддержка русской православной церкви и ряд других. Только после выполнения этих критериев они смогут стать полноценными членами союза, а не нахлебниками и внутренними дестабилизаторами. Пока же их (а также Узбекистан и Туркмению) надо отделить от Таможенного союза визовым барьером. Это даст им время подумать и поразмышлять о своем поведении в отношении России



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 декабря 2022

О возможном развитии ситуации в проведении Специальной военной операции на Украине в следующем году, возможности вступления в боевые действия блока НАТО в интервью рассказал ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Как вы оцениваете перспективы СВО на ближайшие …

10 октября 2013

ИА REX Президентские выборы в Азербайджане, состоявшиеся 9 октября, не принесли каких-либо сюрпризов. Победу на них с многократным перевесом над другими кандидатами одержал действующий президент Ильхам Алиев. По предварительным данным ЦИК Азербайджана, он получил 84,94% голосов. Его главный оппонент, кандидат …

10 октября 2013

Большинство избирателей уже в третий раз проголосовали за действующего главу государства Ильхама Алиева. За десять лет президентства Алиева, в стране заметно вырос уровень жизни, а темпы роста экономики составили более 20% в год. Доходы от главного достояния республики — нефти …


Ваш браузер устарел! Обновите его.