В начале июня в столице Румынии состоялась встреча президента страны Траяна Бесэску с президентом Грузии Михаилом Саакашвили. Наряду с политическими проблемами, связанными с больными для грузинского лидера темами возврата Абхазии и Южной Осетии, Траян Бесэску и глава грузинского государства обсуждали вопросы транспортировки сжиженного газа в Европу.
Ранее, 13 апреля 2010 года, в Бухаресте министром промышленности и энергетики Азербайджана Натиком Алиевым, министром энергетики Грузии Александром Хетагури и министром экономики, торговли и бизнеса Румынии Адрианом Видиану был согласован и подписан грузино-азербайджано-румынский проект AGRI (Azerbaijan-Georgia-Romania Interconnection). Согласно подписанному документу, компания AGRI будет заниматься подготовкой технико-экономическим обоснованием будущего проекта по транспортировке природного газа из Азербайджана в Европейский союз.
По словам министра промышленности и энергетики Азербайджана Натига Алиева, «реализация данного проекта стала возможной благодаря авторам идеи его создания – президентам Азербайджана и Румынии Ильхаму Алиеву и Траяну Басеску».
Предполагается, что азербайджанский газ будет транспортироваться из Баку в Кулеви (Грузия), где будет сжижаться, а затем транспортироваться через Черное море в румынский порт Констанца, где будет возвращаться в первоначальное состояние.
Приблизительно проект оценивается в 4-6 млрд. евро.
Лидеры Румынии, Грузии и Азербайджана, проявляющие настойчивость в вопросе энергопоставок природного газа через Грузию и Румынию в страны Европейского Союза, не сомневаются в том, что проект важен не только для них, но он также актуален и для всех европейских стран.
В подписанном Меморандуме о сотрудничестве в газовой сфере заложены интересы всех подписавших документ сторон. Согласно заявлению Натига Алиева, очередной проект для Азербайджана — это возможностьдиверсифицировать поставки своего газа в Европу. В свою очередь, для грузинской стороны, специализирующейся в транзите энергоносителей, таким образом решаются вопросы пополнения госбюджета страны; кроме того, решаются вопросы энергобезопасности, которые продолжительное время волнуют руководство Грузии. Власти Румынии, как и власти Азербайджана, намерены решать вопросы диверсификации, а также вопросы собственной энергобезопасности.
Вместе с тем, складывается впечатление, что Азербайджан, Грузия и Румыния намерены, максимально сконцентрировать на себе внимание представителей европейских государств и тем самым повысить свою значимость в решении вопросов, связанных с проблемами энергопоставок.
Кроме того, главы государств, организовавших, компанию AGRI, не прочь в этом вопросе, в некотором роде, перехватить «пальму первенства» у более «крупных игроков». По словам президента Грузии Михаила Саакашвили: «до сих пор транспортировкой энергоресурсов занимались исключительно крупные игроки, но Европа нуждается в диверсификации. Помимо крупных участников есть и другие маршруты. Будущее за более гибкими транспортными путями, вот почему сжиженный природный газ так важен для нас. Важно, что у нас есть несколько видов транспорта». В свою очередь, министр экономики Румынии Адриан Видяну полагает, что проект может быть разработан быстрее, чем проект Набукко и станет его дополнением.
Напомним, что основным проектом газопровода еврогосударств остаётся Набукко, продвижением которого заняты газовые компании Австрии (OMV), Венгрии (MOL), Болгарии (Bulgargaz), Румынии (Transgaz), Турции (Bota) и Германии (RWE), на него возложены все надежды стран Евросоюза.
Между тем, не совсем ясна картина, связанная с реализацией проекта AGRI в области поставок газа. На взгляд участников проекта, они способны обеспечить, предполагаемый новый транспортный путь собственным газом, т.е. азербайджанским. Возможно, такую уверенность им придаёт наличие немалых запасов газа в Азербайджане, которые оцениваются специалистами в размере 2 трлн. кубометров. И потому, Баку без каких-либо оглядок принимает на себя различного рода обязательства. 8 июня в Анкаре официальные представители Азербайджана подписали соответствующие документы по транзиту азербайджанского газа через территорию Турции и стоимости газа, кроме того, было подписано соглашение по условиям и механизмам продажи и транзита азербайджанского газа.
Помимо проблемы поставок газа, остаётся нерешённым основной вопрос — финансирование проекта. Лидеры трёх государств, заключив между собой соглашение, элементарно не позаботились решением проблемы обеспечения деньгами строительства терминала по обработке азербайджанского газа на черноморском побережье Грузии и его транспортировки судами в Румынию или Болгарию для дальнейшей отправки по внутренней газотранспортной сети Европы.
Предполагается, что Бухарест в рамках Евросоюза намерен настаивать на оказание данному проекту приоритетного внимания, т.е. оказания финансовой поддержки. А по словам грузинского министра Александра Хетагури, новое СП, соглашение о котором было подписано 12 мая в Тбилиси тремя сторонами, займется привлечением финансирования для осуществления проекта и созданием технико-экономического обоснования (ТЭО). Согласно подписанному документу, Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR), Грузинская международная нефтегазовая корпорация и румынская компанией Romgaz вносят равную долю и, соответственно, получают соразмерную с ней прибыль.
Между тем, ни у Грузии, ни у Румынии денег на реализацию проекта нет, а Баку, на мой взгляд, не горит особым желанием принимать во всем этом активное участие, тем более что Баку и так участвует в других более значимых проектах, нежели проект АГРИ. Не исключено, что азербайджанская сторона, если даже и не выйдет из проекта, по крайней мере, станет пассивным участником процесса.
Очевидно, действовали они по принципу «ввяжемся в бой, а там видно будет». По крайней мере, до сих пор, никто ещё из западных представителей не проявил заинтересованность созданием такого проекта. Впрочем, сами лидеры трёх государств, ни к кому конкретно не обращались за финансовой поддержкой. И вряд ли стоит рассчитывать, на то что появится «добрый дядя» который оплатит все расходы.
В то же время, сложно рассматривать проект AGRI, как альтернативный и ещё сложнее предположить, что он может составить конкуренцию Набукко, который также «завис» и существует только на бумагах и в мозгах западноевропейских функционеров. Как известно, уже продолжительное время вопрос финансирования Набукко остается нерешённым. Очевидно, что европейские представители, скорее всего, подсказавшие идею AGRI, находятся в перманентном поиске новых возможностей для транспортировки газа в Европу из богатых газовых месторождении. В то же время, распылять свои усилия и сосредотачивать своё внимание на малопривлекательном проекте они не намерены. Ведь, на повестке дня более серьёзный вопрос, связанный с реализацией проекта Набукко, и западные представители не теряют надежды на то, что им всё же удастся в кратчайшие сроки реализовать свои планы.
В день визита Михаила Саакашвили в Румынию, в Баку, глава отдела по связям с общественностью Набукко Gas Pipeline International GmbH Кристиан Долезал заявил, что: «до конца 2010 года будет решен вопрос привлечения инвестиций для реализации газотранспортного проекта Набукко». «Мы рассчитываем начать реализацию проекта в конце 2011 года. Первый газ по Набукко пойдет в конце 2014 — начале 2015 года. Набукко является мостом между Турцией и Европой по доставке газа и соединяет более пяти стран», — сказал он.
Вместе с тем, складывается впечатление, что представителям Румынии абсолютно без разницы, какой из проектов, будет запущен раньше «Южный поток», «Набукко», или же AGRI и основанием для подобной позиция у румынской стороны является — обеспечение энергобезопасности страны.
В последнее время, для Бухареста всё более привлекательным становится проект газопровода «Южный поток», с помощью которого планируется транспортировка газа в Европу в обход Украины. Шансы Румынии, после заявлений, сделанных новым правительством Болгарии, относительного своего участия в проекте, многократно возросли. Теперь, Румыния принимает на себя роль Болгарии, через которую согласно проекту предполагалось осуществление транспортировки газа в страны Европы. В связи с этим, в ближайшее время, ожидается визит министра экономики Румынии Адриана Видяну в Москву для обсуждения новых деталей по вопросу строительства «Южного потока». В то же время, как отметил глава МИД Румынии его страна остаётся заинтересованной и европейским проектом газопровода Набукко, поскольку он «способствует развитию конкуренции на энергетическом рынке».
Учитывая, изложенные здесь нюансы, на мой взгляд, говорить об эффективности проекта AGRI, на данном этапе, рано. Скорее всего, постепенно, стороны о нем забудут, и останется это мероприятие в истории альтернативных газовых проектов.