Я бы говорил не столько о причинах объединения депутатов в оппозицию к председателю Верховного Совета АР Крым, сколько о причинах парламентского кризиса в Крыму, перерастающего в крымский политический кризис. Перспектива развития ситуации в Верховном Совете Крыма и в целом политической ситуации в Крыму, с каждым днем становится все более конфликтогенной. После Короткой сессии* Верховного Совета Крыма взаимные обвинения участников конфликта стали еще более острыми и непримиримыми.
***
Здесь несколько причин, хотя все они взаимосвязаны. Эти причины обусловлены несколькими факторами. Главный из них – вмешательство государственной украинской власти во внутренние крымские дела. Под украинской властью я понимаю, прежде всего, институты президента и правительства. Такое вмешательство стало возможным вследствие несамостоятельности А. Гриценко, его ориентации и подконтрольности группам влияния, как в Крыму, так и за его пределами. Крымская группа влияния представлена Александром Мельником. «Запредельная» – это донецкие бизнес-структуры, которые сейчас представляет Василий Джарты. Влияние последних на крымские события это и есть другой фактор, который в определенной степени провоцирует крымский политический кризис.
Первый фактор, назовем его «украинским», характеризуется политической несостоятельностью, потому что держать нить управления регионом при помощи провоцирования конфликта есть ни что иное как политическая несостоятельность. Потому Секретариат украинского президента, используя имеющиеся у него механизмы, оппонирует в Крыму Кабинету министров во главе с Ю. Тимошенко и в какой-то степени министру внутренних дел Ю. Луценко, оказывая поддержку А. Гриценко. Связи последнего с Секретариатом давным-давно для всех «секрет Полишинеля».
Второй фактор можно объяснить неумелым менеджментом и политтехнологической безграмотностью, т.к. донецкие представители Партии регионов вместо урегулирования конфликта довели его до уровня открытой конфронтации. Судя по последним заявлениям В. Джарты, когда он назвал «Русский блок» «гирями» на ногах Партии регионов, он либо провокатор, либо неадекватный человек, потому что, во-первых, для крымчан русская тема очень близка, а господин Джарты настолько далек от этой темы, что он, оскорбляя «Русский блок», – оскорбляет абсолютное большинство крымчан, во-вторых, надо совершенно не разбираться в крымских реалиях, в крымском менталитете («за Перекопом для нас земли нет!»), чтобы пытаться позиционировать себя в качестве пришлого мессии, в-третьих, этим заявлением он удалил своих крымских протеже, в т.ч. и А. Гриценко, не только от русской, но в целом пророссийской, русскокультурной темы.
Третий фактор это, по сути, безразличное отношение Российской Федерации к крымским делам. И этому безразличию нисколько не противоречит, а, пожалуй, оттеняет ее, неразборчивость российских структур, в т.ч. предпринимательских, в контактах с крымскими и украинскими политиками. При попустительстве, а то и непосредственном участии федеральных государственных органов. В итоге, деятели, которые в Крыму и на Украине проводят антироссийскую и антирусскую политику оказываются более желанными Москве, нежели те, которых официально называют соотечественниками.
Теперь, опять о причинах. Одну из них я уже обозначил – несамостоятельность А. Гриценко. Отсюда следует неспособность соблюдать договоренности. В политике это очень важное условие сохранения стабильности и эффективности управления. Нельзя управлять таким сложным социально-политическим организмом, каковым является Автономная республика Крым, и строить свои отношения с политическими партнерами, оппонентами и даже противниками с манерами ординарного бизнес-порученца. А как их можно соблюдать политические договоренности при зависимости и жесткой подконтрольности?!
Еще одна причина – безыдейность. Она выражалась и в том, что А. Гриценко имеет (или наоборот) своим советником организатора татарских захватов крымской земли Д. Аметова, прозванного его подельниками «королем самозахватов». И в том, что его поддерживают радикальные этнические организации – нелегальный «меджлис», приближающийся к маргинальности «Рух», во главе с такими одиозными персонами крымской политики как М. Джемилев и Л. Пилунский. И в том, что он ради должности готов работать и с В. Ющенко, и с В. Януковичем. Его называют «государевым человеком», но тут требуется уточнение: для этого человека политический режим государства не имеет значения, а это уже коллаборационизм!
К слову сказать, подобные признаки, не могу назвать их качествами, присущи и сотоварищу А. Гриценко – Симферопольскому мэру (опять же не поворачивается язык сказать – голове) Геннадию Бабенко. Он тоже усердно работает «по инструкциям», только более примитивно. К Геннадию Александровичу в среде симферопольцев «приклеилась» не только поэтическая кличка «Черная дыра» (от его усердия перенимать опыт киевского мэра Черновецкого, прозванного «Космосом», от разбитых городских дорог и от «дыр» в городском бюджете, засасывающих деньги налогоплательщиков в невидимые избирателям сферы), но и совсем прозаическая, если не сказать жаргонная кличка – «Кидала».
Таким образом, вне зависимости от того, какая мотивация была у оппонентов А. Гриценко в депутатском корпусе (даже если поиск властных полномочий – в этом нет ничего предосудительного в контексте политической действительности), они становятся прокрымскими, если угодно – пророссийскими политиками. А у сторонников А. Гриценко (даже если они исходили из необходимости сохранить политическую стабильность) формируется образ порученцев «донецких» в Крыму, «подпевал» Секретариата Виктора Ющенко. Теперь важно, чтобы оппоненты А. Гриценко не сдрейфовали в сторону сподвижников Ю. Тимошенко и Ю. Луценко.