Прошло почти два месяца после бурных событий ночью 19 декабря на площади перед Домом правительства в Минске, а эта тема до сих пор активно обсуждается в оппозиционной среде и сетевом пространстве. При этом преобладают суждения о кознях КГБ и жестокостях белорусского ОМОНА. Однако в этом хоть и громком, но монотонном хоре иногда проскакивают сведения, которые позволяют почти с полной уверенностью говорить о том, что произошло бы с Белоруссией в случае прихода к власти оппозиции, в том числе и такого деятеля, как Владимир Некляев. Конечно он в результате всех перипетий того дня довольно сильно пострадал чисто физически, и в этом ему можно только посочувствовать. Обстоятельства нападения на кандидата в президенты Некляева неизвестных лиц должны быть полностью расследованы компетентными органами Республики Беларусь и преданы огласке.
Случилось то, что случилось, и в настоящее время несостоявшийся президент находится под стражей и под следствием по обвинению в попытке государственного переворота. Белорусские оппозиционные СМИ в расчете на будущее усиленно «вылепливают» из Некляева «борца за народ», попавшего под расправу немилосердных властей. В то же время стоит обратить внимание на то, что в ходе предвыборной кампании белорусоязычный поэт Владимир Некляев инициировал движение «Говори правду», найдя для этого достаточно внушительные финансовые ресурсы за границей. Над образом Некляева как политического деятеля и претендента на пост главы государства поработали нанятые за границей специалисты, политтехнологи. Они тщательно замаскировали, в частности, русофобскую суть программных установок Некляева «блестящей» упаковкой из разглагольствований о «правде и справедливости», «любви к России». И ведь надо признать, что многие белорусские избиратели не смогли-таки разглядеть за предвыборной словесной мишурой самого банального обмана.
8 февраля в одном из прозападных сетевых СМИ были опубликованы результаты «журналистского расследования» событий 19 декабря, в котором Некляев и другие лидеры оппозиции представлены в качестве жертв провокации белорусских властей. Но при этом авторы «расследования», сами того не желая, вскрыли истинное лицо самого «пророссийского» из бывших кандидатов в президенты Белоруссии, которого в таком качестве представляли и некоторые российские федеральные телеканалы. Так, в упомянутом «расследовании» авторы утверждают, что у Владимира Некляева был некий свой план действий 19 декабря: «Этот план правильней было бы назвать планом Позняка – Некляева, так как по некоторым сведениям именно от председателя КХП-БНФ (Позняка – авт.) исходила такая инициатива, и в преддверии дня выборов эти два политика часто контактировали, согласовывая детали» (http://news.date.bs/society_217548.html). Любопытное дело, оказывается главный «пророссийский» кандидат в президенты действовал в одной связке с рьяным русофобом Зеноном Позняком, проживающим с 1996 года в США. И поэтому можно не сомневаться, что в случае успеха плана «Позняка – Некляева» как Белоруссию, так и белорусско-российские отношения ждали бы весьма темные и смутные времена.
Ряд оппозиционных экспертов высказал мнение о том, что сценарий событий 19 декабря был заранее разработан спецслужбами России. Отдельные официозные белорусские политологи также стремятся прямо или косвенно переложить ответственность за прошедшие 19 декабря массовые беспорядки на российскую сторону. 10 февраля, например, на сайте пропрезидентской Белорусской группы развития появилась публикация руководителя этой группы Юрия Царика с красноречивым названием «А. Суздальцев косвенно подтвердил участие РФ в организации беспорядков 19.12.2010» (www.bgr.by). Не будем здесь вдаваться в подробности полемики Царика с российским политологом Андреем Суздальцевым. В данном случае важным является то, что пропрезидентский аналитик, постоянно выступающий на белорусских телеканалах, пытается использовать высказывания московского эксперта для обвинений России во вмешательстве во внутренние дела Республики Беларусь.
Конечно, можно сказать, что это всего лишь частное мнение Юрия Царика, но дело-то в том, что оно значительной степени отражает настроения, распространенные в настоящее время в минских верхах. А если к этому еще добавить крайне подозрительное и недоверчивое отношение нынешних белорусских власть имущих вообще к политике Российской Федерации на постсоветском пространстве, то картина получится далеко не радужная, говорящая о том, что между белорусскими и российскими правящими кругами практически отсутствует доверие. А ведь без открытых и доверительных отношений очень сложно ожидать успешного осуществления каких-либо межгосударственных интеграционных проектов. Поэтому вопрос восстановления доверия между политическими элитами Белоруссии и России приобретает жизненно важное значение.
Одним из основных выводов, который следует сделать из прошедшей в Республике Беларусь президентской кампании, состоит в том, что России более не следует безучастно относиться к вопросу формирования в союзной стране гражданского общества. В Белоруссии, что очевидно, начинается процесс постепенной трансформации интегративных, регулирующих социальную жизнь функций государства, которые неизбежно будут перераспределяться в сторону институтов гражданского общества. Пока белорусское государственно-политическое руководство, придерживающееся политики авторитаризма и патернализма, стремится сохранить монополию в сфере распределения материальных благ, во всем контролировать и ограничивать общество, которое, по сути, рассматривает как целиком самонедостаточное. Однако в перспективе становление гражданского общества в Белоруссии объективно приведет к тому, что оно само станет контролировать и ограничивать государственный аппарат, требуя передачи себе ряда функций и раздвигая границы независимости от государства.
Обстоятельный анализ событий 19 декабря еще только предстоит сделать, он даст возможность понять истинный ход и причины этих трагических событий, степень вовлеченности в них различных групп населения Белоруссии. Вместе с тем любая мифологизация, включая пресловутый «российский след», скороспелые, не опирающиеся на факты оценочные суждения, как со стороны властей, так и со стороны оппозиции, не будут способствовать адекватному пониманию их политической сути.
Отдел Белоруссии Института стран СНГ