17 сентября одна из самых знаменательных дат в истории Белоруссии. В этот день в 1939 году начался Освободительный поход Красной Армии в Западную Белоруссию и Западную Украину, который положил конец жестокому национальному, религиозному и социальному гнету, которому подвергалось восточнославянское население «кресов всходних» (восточных территорий) предвоенной Речи Посполитой. Последняя явилась из исторического небытия вследствие геополитических и социальных потрясений, связанных с падением исторического Российского государства в октябре 1917 года, Гражданской войной и неудачной польско-советской войной 1920 года.
По итогам Рижского договора 1921 года западные земли Белоруссии и Украины оказались под пятой польских панов, которые в течение 18 лет занимались выбиванием из русаков (так поляки называли западных белорусов) ненавистного «великой Польщизне» православно-русского духа. «Белорусы – это ноль!», так определял цели национальной политики довоенной Польши на ее восточных землях «начальник государства Польского» Юзеф Пилсудский.
И эта политика неуклонно проводилась в течение всего периода польского владычества на западнобелорусских землях. При этом особое внимание польские власти уделяли ликвидации белорусских учебных заведений в Западной Белоруссии. Из 514 белорусских школ, работавших в Западной Белоруссии в 1921 году, к 1939 году не осталось ни одной. Польские власти закрыли также 8 белорусских гимназий и 2 учительские семинарии, а единственную белорусскую гимназию в Вильно превратили в филиал польской гимназии.
Полная ликвидация белорусского образования была нацелена на тотальное ополячивание белорусской молодежи и одним из главных препятствий этому польские власти видели в белорусских учителях. Так, в записке полесского воеводы В. Костек-Бернацкого министру внутренних дел Польши в январе 1937 года указывалось, что «не может быть и речи о том, чтобы в течение ближайших 10 лет учителем на Полесье был белорус или даже местный полещук. Учитель-полещук православного вероисповедания чаще всего русифицирует местное население, вместо активной учительской деятельности для пользы Польши».
А в подобной секретной записке белостокского воеводы Г. Осташевского от 23 июня 1939 года говорится следующее: «Сознательный белорусский элемент придерживается прорусской ориентации. В первом ряду стоят здесь старинные русские симпатии…Мы должны одолеть древнюю белорусскую культуру».
В 1937 году польским МВД был подготовлен план под названием «Перспективы внутренней колонизации», согласно которому предусматривалось переселение 6 миллионов поляков из западных областей Польши на западнобелорусские земли с целью их последующего полного ополячивания.
Террор, развязанный польскими властями в Западной Белоруссии был направлен также и против православия как религиозной составляющей общерусского самосознания белорусского народа. Главную роль в гонениях против православия играл польский костел, рассчитывавший воплотить давнишнюю цель политики иезуитов – полностью лишить белорусов православно-русского сознания и тем самым превратить их в этнографический назем с последующей полной полонизацией. Белорусы как самобытный восточнославянский народ на «восточных территориях» должен был прекратить свое существование.
Православная церковь в Западной Белоруссии, на Западной Украине, в первую очередь, лишалась материальной основы. Так, к середине 1929 года на «кресах всходних» у православной церкви было изъято более 1300 храмов, которые передавались польскому костелу или польской администрации.
В оставшихся в распоряжении православной церкви храмах польские власти запрещали использовать в богослужении церковно-славянский и русский языки и обязывали служить и проповедовать исключительно по-польски. Ослушники же из числа священнослужителей подвергались репрессиям. Фактически речь шла о ликвидации православной церкви на «восточных территориях».
В начале 1927 года на Громаду обрушились жестокие полицейские репрессии (арестованы были даже депутаты сейма), а 21 марта БКРГ была запрещена. Однако, несмотря на жестокие репрессии, КПЗБ продолжила освободительную борьбу в глубоком подполье, которая продолжилась вплоть до Дня воссоединения.
Поразительно, но эти героические страницы белорусской истории практически не известны в молодежной среде. В то же время удивляться здесь нечему. Если в советское время дата 17 сентября широко отмечалась, то в суверенной Республике Беларусь она практически предана забвению.
Патриотически настроенная общественность неоднократно поднимала перед властями вопрос о восстановлении в официальном календаре «17 сентября» в качестве праздничной или памятной даты. Но в ответ получала или молчание, или витиеватые рассуждение о «геополитической нецелесообразности» подобного шага.
В 2019 году исполнилось 80 лет тем знаменательным событиям. Несмотря на юбилейную дату официальный Минск фактически ее проигнорировал. В государственных средствах массовой информации и в негосударственных сетевых изданиях было размещено довольно много тематических публикаций, в Национальной библиотеке Белоруссии прошла выставка исторических документов, связанных с событиями сентября 1939 года. Но на этом все и ограничилось. На официальном уровне не было никаких торжественных мероприятий, не было и поздравления со стороны президента Белоруссии.
Чем же объяснить столь безразличное, если не сказать противоестественное отношение властей Республики Беларусь к одному из главных событий в истории белорусского народа? Видимо официальный Минск, следуя пресловутой многовекторности, опасается вызвать недовольство в Варшаве, которая со своей стороны не стесняется заявлять о своих претензиях на бывшие «кресы всходни» («восточные окраины») довоенной второй Речи Посполитой, т.е. на западнобелорусские и западноукраинские земли.
В условиях растущих реваншистских настроений в Варшаве дата «17 сентября» приобретает особое значение, приверженность которой является показателем истинного гражданского патриотизма. Что же касается «свядомитов», которые всячески пытаются очернить «17 сентября 1939 года», то их нетерпимая позиция к этой дате лишь подтверждает их антибелорусскую сущность.
В то же время белорусская патриотическая не забывает столь значимое событие белорусской и общерусской истории и намерена добиваться восстановления исторической справедливости в отношении «17 сентября».
В нынешнем году в ознаменование 80-й годовщины Освободительного похода Красной Армии по инициативе Белорусского общественного объединения «Русь», Движения за демократию социальный прогресс и справедливость в Минске состоялось торжественное собрание общественности «Мы снова вместе. К 80-й годовщине воссоединения Западной Белоруссии с БССР и Россией в рамках СССР». Участники мероприятия выступили с предложением установить 17 сентября в день начала Освободительного похода Красной Армии 1939 года официальный праздник Союзного государства — День воссоединения белорусского народа.
17 сентября – выдающаяся дата белорусской и общерусской истории и наш долг вывести ее из забвения.