Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Дискуссия: Международно-правовые основы возвращения Крыма

Дискуссия: Международно-правовые основы возвращения Крыма  далее »
20.06.2018
11:36:06
Додон: Суд, не признав выборы, делает из некомпетентного Нэстасе жертву далее »
11:10:25
Переяслав-Хмельницкий хотят переименовать далее »
19.06.2018
16:13:31
В Совете Федерации предупредили молдаван о последствиях далее »
13:24:51
МВД намерено упростить процедуру получения российского гражданства далее »
12:31:29
У Верховной Рады митингуют афганцы чернобыльцы и инвалиды далее »
12:14:17
В Киргизии задержали бывшего премьер-министра далее »
12:13:28
В Киеве рассказали о намерениях США и Европы оставить Украину в изоляции далее »
18.06.2018
16:40:37
Украина будет поддерживать контакты с СНГ на уровне диппредставителя далее »
16:38:26
Порошенко намерен создать группу в ЕС для остановки строительства «Северного потока - 2» далее »
16:36:06
Раскрыта сумма переводов киргизских мигрантов из России далее »

Пётр Порошенко требует признать закон о лишении статуса президента Виктора Януковича неконституционным далее »

Молитвенное стояние о единстве церкви далее »

Климкин призвал испортить ЧМ-2018 в России. Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым от 17.06.2018 далее »

Жалобы и обвинения Киева против России. Постскриптум от 16.06.2018 далее »

Для кого процедура получения российского гражданства должна быть максимально простой? далее »

Константин Затулин: кто мешает возвращению русских в родную гавань далее »

Политолог: Украина не испортит ЧМ, так как американцы полюбили футбол далее »

Жизнь диаспоры / Комментарии

Переселение соотечественников с точки зрения Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Как должно быть! (Заметки на полях)

23.06.2016 17:08:58

Михайлов Виктор Петрович

Старший научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ


Проблема возвращения соотечественников в Россию подобно пеплу Клааса в «Легенде об Уленшпигеле» «стучится в сердце» наших правозащитников. Ритм биения то утихает, то вновь возрастает. Не успели мы до конца переварить рекомендации Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, как Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее Совет) 22 апреля 2016 года провёл специальное заседание «Переселение соотечественников в Россию: проблемы законодательства и практики».

Заседание было проведено с участием представителей Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, МВД России, МИД России, Россотрудничества и других федеральных органов исполнительной власти, научных сотрудников отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ, руководителей и имеющих большой личный опыт переселения экспертов «Форума переселенческих организаций» из разных регионов страны.

И вот 16 июня 2016 г. Совет, в результате заочного голосования, принял «Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 47-го специального заседания на тему «Переселение соотечественников в Россию: проблемы законодательства и практики».

По мнению организаторов, документ родился в результате анализа законодательной базы, жалоб граждан и предоставленной экспертами информации. По ним правозащитники определили причины невысокой эффективности миграционной политики и недостатки в деятельности органов управления миграцией. Выделили наиболее острые проблемы переселения соотечественников и приобретения ими гражданства Российской Федерации, обустройства вынужденных переселенцев и регистрационного учета россиян. В результате:

1. Среди причин невысокой эффективности миграционной политики и недостатков в деятельности органов управления миграцией у участников заседания вызывает серьезную озабоченность принятие с 2012 г. более 30 антимиграционных законов, не соответствующих положениям Конституции Российской Федерации и Концепции государственной миграционной политики России на период до 2025 года.

· Желательно получить хотя бы перечень этих «30 антимиграционных законов».

Неэффективность миграционной политики проявляется также в том, что она направлена не на использование мигрантов для экономического развития страны, а в основном на получение выгоды от их пребывания и использования.

· И здесь больше декларации - разве введение патентной системы оплаты, вместе с экономической выгодой, не содействует экономическому росту страны!?

По мнению Совета, основными препятствиями для возвращения соотечественников в Россию является излишне репрессивный характер миграционного законодательства при необоснованной коммерциализации миграционных услуг.

· «Репрессивный характер миграционного законодательства» для добровольных переселенцев или трудовых мигрантов? Что - то в Программе переселения соотечественников репрессивности не видно, а вот за нарушение законов трудовыми мигрантами надо наказывать. Это международная практика. Возможно, не столь строго.

2. Проблемы переселения соотечественников и приобретения ими гражданства Российской Федерации

Существующие механизмы привлечения в Россию соотечественников недостаточно эффективны и во многом бессмысленны. Значительная часть соотечественников вынуждена наравне с мигрантами из дальнего зарубежья проходить многоступенчатый более чем семилетний путь к российскому гражданству.

· Не думаю, что получение российского гражданства является «механизмом привлечения соотечественников в Россию». Тем ни менее, процедуру получения российского гражданства российскими соотечественниками надо срочно упрощать.

Упрощение процедуры выдачи вида на жительство уже находящимся в России соотечественникам без промежуточного получения разрешения на временное проживание (и срока проживания с ним) предусмотрено лишь для незначительной части соотечественников – в экстренном и массовом порядке прибывших в Россию граждан Украины, приобретших статус беженца, а также получивших временное убежище и ставших участником Госпрограммы переселения.

3. Проблемы обустройства вынужденных переселенцев

Десятки тысяч семей, имеющих статус вынужденного переселенца, десятки лет ждут обещанного законом жилья. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» не отменен, но в конце 2015 г. в него были внесены поправки, лишающие статуса вынужденного переселенца тех, кто получил хотя бы небольшую компенсацию за утраченное жилье.

· Сложная и, к сожалению, не реализуемая проблема.

4. Проблемы регистрационного учета россиян

Совет вынужден констатировать, что органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (прежде всего, Москвы, Московской области и Краснодарского края) продолжают использовать регистрационный учет в качестве средства регулирования миграционных процессов, в том числе в отношении соотечественников.

· С этим трудно поспорить.

С учетом изложенного, Совет рекомендует высшим государственным органам рассмотреть возможность реализации, прежде всего, трех важнейших системообразующих преобразований:

– провести иммиграционную амнистию для соотечественников – переселенцев, бывших граждан СССР и их потомков, проживших в России…

– отменить для соотечественников – переселенцев институт разрешения на временное проживание в Российской Федерации как лишнюю и дублирующую ступень на пути к гражданству;

– установить в законодательстве о гражданстве Российской Федерации репатриационный характер порядка приобретения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства из числа соотечественников, предусмотрев для них реальные преференции.

· К сожалению, для установления «репатриационного порядка получения российского гражданства» нужен закон «О репатриации в Россию».

Далее Совет делает более детальные предложения по вопросам совершенствования государственной миграционной политики, законодательства и практики его применения в отношении соотечественников.

1. В части создания условий для повышения эффективности миграционной политики, совершенствования деятельности органов государственной миграционной службы, ликвидации излишних препятствий в легализации и приобретении гражданства, а также искоренения коррупции в миграционной политике;

2. В части упрощения легализации соотечественников, длительное время проживающих в России фактически, либо прибывающих на постоянное проживание, а также в целях оптимального решения вопросов законности пребывания (проживания), трудовой деятельности и выдворения;

3. В части действия Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом;

4. В части вопросов приобретения соотечественниками гражданства Российской Федерации;

5. В части обустройства вынужденных переселенцев и других категорий вынужденно перемещенных лиц;

6. В части совершенствования регистрационного учета граждан Российской Федерации и незаконного увязывания реализации социальных и других прав граждан с наличием регистрации;

7. В части информирования и правовой помощи соотечественникам и вынужденным переселенцам.

С учетом выявленных недостатков Совет выдаёт рекомендации Президенту, Государственной думе, Совету Федерации, Правительству России, Генеральной прокуратуре, МВД России, Минкомсвязи России, Минюсту России, Минэкономразвития России, Россотрудничеству, Верховному суду Российской Федерации, Комиссии по вопросам гражданства при Президенте, Правительству Москвы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральной адвокатской палате.

Не принижая достоинств проделанной работы, считаю, что «жалобы или представленная даже экспертами информация» являются достаточно слабыми аргументами доказательной базы для столь серьёзных Рекомендаций. Необходимо глубокое и широкомасштабное социологическое исследование, достоверно раскрывающее многообразие и сущность происходящих процессов в миграционной политике страны по реализации Концепции миграционной политики до 2025 года и Госпрограммы добровольного переселения соотечественников.

В качестве инициатора социологического исследования должно выступить Главное управления по вопросам миграции МВД России, при самом активном участии Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и участников Специального заседания «Переселение соотечественников в Россию: проблемы законодательства и практики» от 22 апреля 2016 года.

Полный текст Рекомендаций публикуется на порталеСовета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/3270/

Другие материалы по теме

МВД намерено упростить процедуру получения российского гражданства

Константин Затулин: Без русских за пределами России наш народ не полный

Кто и зачем ставит палки в колеса процессу воссоединения русских людей со своей исторической Родиной? О трудностях, с которыми сталкиваются переселенцы и беженцы с Украины рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин. 

Запрягайтесь, хлопцы

Запрягайтесь, хлопцы  

Затулин предложил ввести миграционную амнистию для переехавших в РФ жителей Донбасса

Константин Затулин выступил с инициативой о миграционной амнистии для жителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. 

Затулин: упрощение получения гражданства вернет соотечественников в Россию

Съедят ли мигранты наши пенсии и почему Россия не помогает с гражданством «людям нашей крови»

Почему наши чиновники не дают паспорта РФ миллионам беженцев с Украины и надо ли бояться «большого переселения» в Россию — об этом состоялся разговор с первым зампредом Комитета Госдумы по делам СНГ и соотечественников Константином Затулиным 

14 июня состоится Пресс-конференция Константина Затулина «Будущее законодательства о гражданстве для соотечественников»

«На воротах висит замок»: упрощение входа в гражданство России оказалось сложным

Уроженка Одессы из Сирии станет «первой ласточкой» 

Не чужие нам люди

В Госдуме объяснили, как ответ Путина поможет беженцам с Украины 

Демографическая аномалия

Сколько миллионов сограждан нужно Эмомали Рахмону для всеобщего счастья 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ.