Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Судьба Большого Договора России и Украины

Судьба Большого Договора России и Украины  далее »
19.09.2018
18:25:44
Гражданам РФ в Эстонии не вписывают отчество в паспорта: Константин Затулин обратился в МИД далее »
16:05:36
Отдел по взаимодействию с РПЦ Института стран СНГ проведет архиважные Круглые столы далее »
14:04:56
Иностранцу будет сложнее заключить фиктивный брак с гражданином РФ далее »
12:50:42
Додон отправил в отставку двух молдавских министров далее »
12:45:23
Во Львовской области официально запретили русский язык далее »
11:45:17
Украина готовится к очередным совместным учениям со странами НАТО далее »
11:20:16
Сенат США одобрил увеличение военной помощи Украине до $250 млн далее »
18.09.2018
17:57:22
В Госдуме подготовят проект заявления по убийству главы ДНР далее »
13:22:19
В Абхазии выпустили первую в истории республики бумажную банкноту далее »
13:07:27
На Украине увидели в создании базы на Азовском море шанс «вернуть» Крым далее »

Россия и Турция: восприятие друг друга и пути преодоления стереотипов далее »

Мигранян оценила перспективы выхода Беларуси на рынок Центральной Азии далее »

К. Затулин: «А то мы продолжаем ужесточать нормы пребывания иностранцев. А они ведь делятся на две категории...» далее »

Украина пошла на разрыв. Право голоса от 18.09.2018 далее »

В Сочи корректируют генеральный план далее »

Киев = Константинополь? Вечер с Владимиром Соловьевым от 18.09.2018 далее »

Разрыв договора о дружбе между Украиной и Россией. Факты от 17.09.2018 далее »

Жизнь диаспоры / Комментарии

Переселение соотечественников с точки зрения Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. Как должно быть! (Заметки на полях)

23.06.2016 17:08:58

Михайлов Виктор Петрович

Старший научный сотрудник отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ


Проблема возвращения соотечественников в Россию подобно пеплу Клааса в «Легенде об Уленшпигеле» «стучится в сердце» наших правозащитников. Ритм биения то утихает, то вновь возрастает. Не успели мы до конца переварить рекомендации Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, как Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее Совет) 22 апреля 2016 года провёл специальное заседание «Переселение соотечественников в Россию: проблемы законодательства и практики».

Заседание было проведено с участием представителей Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, МВД России, МИД России, Россотрудничества и других федеральных органов исполнительной власти, научных сотрудников отдела диаспоры и миграции Института стран СНГ, руководителей и имеющих большой личный опыт переселения экспертов «Форума переселенческих организаций» из разных регионов страны.

И вот 16 июня 2016 г. Совет, в результате заочного голосования, принял «Рекомендации Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека по итогам 47-го специального заседания на тему «Переселение соотечественников в Россию: проблемы законодательства и практики».

По мнению организаторов, документ родился в результате анализа законодательной базы, жалоб граждан и предоставленной экспертами информации. По ним правозащитники определили причины невысокой эффективности миграционной политики и недостатки в деятельности органов управления миграцией. Выделили наиболее острые проблемы переселения соотечественников и приобретения ими гражданства Российской Федерации, обустройства вынужденных переселенцев и регистрационного учета россиян. В результате:

1. Среди причин невысокой эффективности миграционной политики и недостатков в деятельности органов управления миграцией у участников заседания вызывает серьезную озабоченность принятие с 2012 г. более 30 антимиграционных законов, не соответствующих положениям Конституции Российской Федерации и Концепции государственной миграционной политики России на период до 2025 года.

· Желательно получить хотя бы перечень этих «30 антимиграционных законов».

Неэффективность миграционной политики проявляется также в том, что она направлена не на использование мигрантов для экономического развития страны, а в основном на получение выгоды от их пребывания и использования.

· И здесь больше декларации - разве введение патентной системы оплаты, вместе с экономической выгодой, не содействует экономическому росту страны!?

По мнению Совета, основными препятствиями для возвращения соотечественников в Россию является излишне репрессивный характер миграционного законодательства при необоснованной коммерциализации миграционных услуг.

· «Репрессивный характер миграционного законодательства» для добровольных переселенцев или трудовых мигрантов? Что - то в Программе переселения соотечественников репрессивности не видно, а вот за нарушение законов трудовыми мигрантами надо наказывать. Это международная практика. Возможно, не столь строго.

2. Проблемы переселения соотечественников и приобретения ими гражданства Российской Федерации

Существующие механизмы привлечения в Россию соотечественников недостаточно эффективны и во многом бессмысленны. Значительная часть соотечественников вынуждена наравне с мигрантами из дальнего зарубежья проходить многоступенчатый более чем семилетний путь к российскому гражданству.

· Не думаю, что получение российского гражданства является «механизмом привлечения соотечественников в Россию». Тем ни менее, процедуру получения российского гражданства российскими соотечественниками надо срочно упрощать.

Упрощение процедуры выдачи вида на жительство уже находящимся в России соотечественникам без промежуточного получения разрешения на временное проживание (и срока проживания с ним) предусмотрено лишь для незначительной части соотечественников – в экстренном и массовом порядке прибывших в Россию граждан Украины, приобретших статус беженца, а также получивших временное убежище и ставших участником Госпрограммы переселения.

3. Проблемы обустройства вынужденных переселенцев

Десятки тысяч семей, имеющих статус вынужденного переселенца, десятки лет ждут обещанного законом жилья. Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» не отменен, но в конце 2015 г. в него были внесены поправки, лишающие статуса вынужденного переселенца тех, кто получил хотя бы небольшую компенсацию за утраченное жилье.

· Сложная и, к сожалению, не реализуемая проблема.

4. Проблемы регистрационного учета россиян

Совет вынужден констатировать, что органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (прежде всего, Москвы, Московской области и Краснодарского края) продолжают использовать регистрационный учет в качестве средства регулирования миграционных процессов, в том числе в отношении соотечественников.

· С этим трудно поспорить.

С учетом изложенного, Совет рекомендует высшим государственным органам рассмотреть возможность реализации, прежде всего, трех важнейших системообразующих преобразований:

– провести иммиграционную амнистию для соотечественников – переселенцев, бывших граждан СССР и их потомков, проживших в России…

– отменить для соотечественников – переселенцев институт разрешения на временное проживание в Российской Федерации как лишнюю и дублирующую ступень на пути к гражданству;

– установить в законодательстве о гражданстве Российской Федерации репатриационный характер порядка приобретения гражданства иностранными гражданами и лицами без гражданства из числа соотечественников, предусмотрев для них реальные преференции.

· К сожалению, для установления «репатриационного порядка получения российского гражданства» нужен закон «О репатриации в Россию».

Далее Совет делает более детальные предложения по вопросам совершенствования государственной миграционной политики, законодательства и практики его применения в отношении соотечественников.

1. В части создания условий для повышения эффективности миграционной политики, совершенствования деятельности органов государственной миграционной службы, ликвидации излишних препятствий в легализации и приобретении гражданства, а также искоренения коррупции в миграционной политике;

2. В части упрощения легализации соотечественников, длительное время проживающих в России фактически, либо прибывающих на постоянное проживание, а также в целях оптимального решения вопросов законности пребывания (проживания), трудовой деятельности и выдворения;

3. В части действия Государственной программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом;

4. В части вопросов приобретения соотечественниками гражданства Российской Федерации;

5. В части обустройства вынужденных переселенцев и других категорий вынужденно перемещенных лиц;

6. В части совершенствования регистрационного учета граждан Российской Федерации и незаконного увязывания реализации социальных и других прав граждан с наличием регистрации;

7. В части информирования и правовой помощи соотечественникам и вынужденным переселенцам.

С учетом выявленных недостатков Совет выдаёт рекомендации Президенту, Государственной думе, Совету Федерации, Правительству России, Генеральной прокуратуре, МВД России, Минкомсвязи России, Минюсту России, Минэкономразвития России, Россотрудничеству, Верховному суду Российской Федерации, Комиссии по вопросам гражданства при Президенте, Правительству Москвы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральной адвокатской палате.

Не принижая достоинств проделанной работы, считаю, что «жалобы или представленная даже экспертами информация» являются достаточно слабыми аргументами доказательной базы для столь серьёзных Рекомендаций. Необходимо глубокое и широкомасштабное социологическое исследование, достоверно раскрывающее многообразие и сущность происходящих процессов в миграционной политике страны по реализации Концепции миграционной политики до 2025 года и Госпрограммы добровольного переселения соотечественников.

В качестве инициатора социологического исследования должно выступить Главное управления по вопросам миграции МВД России, при самом активном участии Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека и участников Специального заседания «Переселение соотечественников в Россию: проблемы законодательства и практики» от 22 апреля 2016 года.

Полный текст Рекомендаций публикуется на порталеСовета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека: http://president-sovet.ru/presscenter/news/read/3270/

Другие материалы по теме

Гражданам РФ в Эстонии не вписывают отчество в паспорта: Константин Затулин обратился в МИД

Иностранцу будет сложнее заключить фиктивный брак с гражданином РФ

Судьбой центральноазиатских мигрантов в России «озаботился» Запад. С чего бы это?

Судьбой центральноазиатских мигрантов в России «озаботился» Запад. С чего бы это? 

МВД: миграционный кодекс появится в России через семь лет

МВД: миграционный кодекс появится в России через семь лет 

Уроки немецкого. Как в Германии работают госпрограммы по адаптации и интеграции мигрантов

Уроки немецкого. Как в Германии работают госпрограммы по адаптации и интеграции мигрантов 

Константин Затулин: Признание ДНР и ЛНР — крайний вариант. Но он существует

Интервью Депутата Государственной думы, первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ и соотечественников Константина Затулина Федеральному агентству новостей 

Светлана Ганнушкина: украинских беженцев из России выдворяют, оставляют «Беркут» и прокуроров

Светлана Ганнушкина: украинских беженцев из России выдворяют, оставляют «Беркут» и прокуроров 

Как России относиться к бегству жителей с Украины

Все больше жителей Украины вынуждены уехжать заграницу - сначала на заработки. 

Глава МИД Украины призвал ввести биометрический визовый режим с РФ

Климкин назвал ситуацию с оттоком населения катастрофической

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ.