Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Улучшим закон о гражданстве!

Улучшим закон о гражданстве!  далее »
18.10.2017
14:03:06
В ЕС решили платить Молдове за ужесточения контроля на границе с Приднестровьем далее »
13:05:41
Главы МИД России и Киргизии обсудили ситуацию в Центральной Азии далее »
11:37:11
Нидерланды получили от Грузии ракету «Бук» для расследования по MH17 далее »
11:15:43
В Ростовской области задержали участника организации "Правый сектор" далее »
11:13:30
В центре Киева, где разбит палаточный городок, усилили меры безопасности далее »
11:10:32
За "красный диплом" иностранцы упрощенно получат гражданство РФ далее »
17.10.2017
12:53:11
Баку и Ереван договорились активизировать переговоры по Карабаху далее »
12:48:31
Треть латвийцев выступают против перевода русских школ на латышский язык обучения далее »
12:46:27
Пушков: позиция ЕС ведет конфликт в Донбассе к заморозке далее »
12:41:44
Киргизия обратилась в ВТО в связи с ситуацией на границе с Казахстаном далее »

Мультимедийный круглый стол "США: новая стратегия в отношении Ирана" далее »

Украинство было утверждено путем насилия и геноцида - Кирилл Фролов далее »

Ответ России. Время покажет. Выпуск от 12.10.2017 далее »

Украина: борьба с прошлым. Время покажет. Выпуск от 10.10.2017 далее »

Большой Сочи. Саммит СНГ (комментирует Иван Скориков) далее »

Россия на Востоке. Время покажет. Выпуск от 09.10.2017 далее »

60 минут. Трамп на пороге Третьей мировой. От 09.10.17 далее »

Стенограммы

Круглый стол «Итоги саммита ШОС в Узбекистане»

15.09.2016

Все материалы мероприятия
Выступление Станислава Ивановича Чернявского

Вызовы, стоящие перед ШОС в процессе ее расширения

Апрельская конференция в Сочи, собравшая весной текущего года видных общественных деятелей и экспертов многих стран, свидетельствовала о значительном интересе евразийской общественности к перспективам укрепления ШОС как многопрофильной организации.

Дискуссия, развернувшаяся на конференции, а также итоги Ташкентского саммита, отметившего пятнадцатилетие ШОС, подталкивают нас к размышлению о ее дальнейших перспективах.

В оценках ШОС следует в первую очередь исходить из того, что она является одной из немногих международных организаций, существование которых притягивает к себе постоянное внимание. Это – развивающийся и растущий организм, потенциал которого находится в ранней стадии раскрытия. Такой подход к ШОС как к молодому объединению, только набирающему силы более реалистичен. Поэтому именно в ракурсе такого подхода следует оценивать некоторые конструктивные недочеты, противоречия и расплывчатости решений, отрицательно сказывающиеся на ее коэффициенте полезного действия. При таком понимании становится ясно, что завышенные ожидания быстрой результативности явно не обоснованы, а разного рода высказывания о перспективах ШОС как военно-политическом союзе с антиамериканской направленностью вредоносны.

Перспективы ШОС зависят от того, насколько Организация будет способна к самообновлению и конструктивной самокритике. В том числе за счет советов экспертного сообщества, заинтересованного в ее совершенствовании.

Стратегия развития ШОС до 2025 года, одобренная в Уфе, не содержит крупных мобилизующих задач и не дает целевых ориентиров для новой фазы движения вперед. Итоговые документы Ташкентского саммита свидетельствуют о том, что деятельность Организации на данном этапе будет следовать в основном инерционному сценарию, а ритм активности станет замедляться.

В утвержденном в Ташкенте Плане действий на 2016-2020 гг. по реализации указанной Стратегии перечисляется в самом общем виде то, чем уже занимается ШОС, без какой-либо детализации и добавлений. Это касается, в частности, и пункта о необходимости повышения эффективности работы Организации. В Информационное сообщение по итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС вставлено около 20 абзацев, почти буквально воспроизводящих положения Ташкентской декларации. В нем не видно новых серьезных поручений по проработке тех или иных вопросов и документов.

Как это оценивать - хорошо или плохо?

Думается, что, скорее всего, здесь не может быть однозначных оценок, поскольку переход развития в такую «выжидательную» стадию или даже «временную паузу» неизбежен при быстром строительстве любой организации.

Импульс к дальнейшему движению может быть получен либо путем повышения эффективности внутреннего потенциала, либо за счет принятия новых членов. Однако оба эти варианта реализовать в ШОС непросто, поскольку Организация сложилась внутренне «многополюсной» без ярко выраженного единого центра. Она задумывалась и строилась как региональная, сконцентрированная на проблематике Центральной Азии, а в ходе процесса расширения стала объединением, включающим большие геополитические пространства, выходящие за рамки Евразии. При таких обстоятельствах инерционный сценарий, предлагаемый ташкентскими документами, представляется вполне оправданным выбором, позволяющим эволюционировать более взвешенно, не допуская непоправимых ошибок в отношениях между государствами-основателями и новыми членами.

Россия выступает за расширение ШОС и повышения ее международного авторитета. В канун визита в Китай, состоявшегося сразу после ташкентского саммита, президент России В.В. Путин в интервью агентству «Синьхуа», опубликованному в «Жэньминь жибао» 24 июня 2016 года, высказался за то, чтобы ШОС становилась более масштабной организацией, приобретала всемирное значение.

Насколько реальны поставленные задачи? Попытаемся хотя бы контурно обозначить, что следовало бы принять во внимание в целях обеспечения сбалансированного движения ШОС.

Во-первых, готова ли ШОС в ее нынешнем состоянии «перешагнуть» очерченные ранее задачи, связанные с Центральной Азией и выйти на решение проблем безопасности других стран? Как в таком случае поступить, чтобы центральноазиатские страны – учредители ШОС не почувствовали себя обиженными и не стали защищать первоначально обретенные политические позиции в Организации?

Во-вторых, надолго ли Индия и Пакистан сохранят согласие с теми несоразмерно малыми по критериям ШОС цифрами долей их взносов в бюджет ШОС и квот персонала в её постоянно действующих органах, которые им определены в подписанных в Ташкенте документах и которые уравнивают эти две страны, несмотря на очевидную разницу в их экономических потенциалах?

В-третьих, в случае удовлетворения заявки Ирана, не будет ли сказываться на характере и качестве рабочих взаимоотношений межрелигиозный фактор - представителей двух ветвей исламской религии – шиитской и суннитской?

Складывается впечатление, что увлечение количеством наблюдателей и партнеров по диалогу, их колоритность и географический разброс могут вызвать упреки в «неразборчивости» ШОС. Приверженность Организации принципу доступности не должна оставлять впечатления всеядности, того, что ее двери открыты для всех без разбора. Тем более что не ясно, какую критическую массу членства может выдержать ШОС без того, чтобы не растерять консолидирующую силу стран-основателей и не надломиться.

Поскольку основной содержательный смысл наступившей фазы развития ШОС видится в адаптации Организации, приспособленной к работе в режиме пополнения ее основного состава и расширения списка участников, важно уделять повышенное внимание формированию ее инструмента «мягкой силы» путем разработки и принятия Стратегии общественной дипломатии.

Главная цель Стратегии общественной дипломатии заключается в содействии обеспечению благоприятных внешних и внутренних условий для динамичного развития и комплексной модернизации Организации. Укрепления ее роли в качестве одного из ведущих центров силы влияния в мире. Посредством активного включения институтов гражданского общества, носителей различных этнических, религиозных, социальных культур, участников коммуникации в свободное взаимодействие и неформальное общение, в диалог и переговоры, в достижение договоренностей и согласований на межличностном, межгрупповом, межгосударственном, региональном, межцивилизационном, глобальном уровнях подобные цели вполне достижимы.

Сегодня ШОС уже, фактически, представляет интересы большинства
человечества, что, с одной стороны, позволяет ей претендовать на моральное лидерство в мире, а с другой - повышает её ответственность за судьбу человечества. Вполне возможно, что в рамках ШОС нам удастся выработать и предложить человечеству альтернативную западной созидательную идею развития мира.

В заключение хотел бы выразить надежду на то, что более активная и целенаправленная политика ШОС в сфере общественной дипломатии будет способствовать стабилизации социально-экономической и политической ситуации в регионе, противодействию возникновению потенциальных очагов напряженности и конфликтов в пространстве Организации, созданию благоприятных внешних и внутренних условий для развития всех стран- участниц.

Чернявский Станислав Иванович,
д-р ист.наук, профессор, директор Центра постсоветских исследований МГИМО (У) МИД РФ

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2017 Институт стран СНГ.