Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Дискуссия: Международно-правовые основы возвращения Крыма

Дискуссия: Международно-правовые основы возвращения Крыма  далее »
25.06.2018
22:56:36
Тирасполь высказал несогласие с резолюцией ООН далее »
15:30:33
В Думу внесен законопроект о миграционной амнистии украинских беженцев далее »
12:02:51
Венгрия назвала условия снятия вето с комиссии Украина-НАТО далее »
11:59:35
Володин призвал не допустить обострения ситуации в Нагорном Карабахе далее »
11:56:26
ФСБ заподозрила Цуркан в передаче данных об энергоснабжении Донбасса далее »
22.06.2018
14:54:37
Защитники русских школ Латвии собирают подписи за сохранение образования на родном языке далее »
11:44:29
Верховная рада закрепила курс на вступление в НАТО далее »
11:17:08
СНБО ввел санкции против Единой России и других российских партий далее »
11:10:39
Донбасский трибунал признал Порошенко виновным в военных преступлениях далее »
11:00:06
Лукашенко: Мы хотим, чтобы нашим отношениям с ЕС завидовали далее »

Про Украину. 60 минут по горячим следам от 25.06.2018 далее »

Порошенко выполняет задачи Запада - Игорь Шишкин о новых антироссийских санкциях Украины далее »

Евсеев о строительстве АЭС в Узбекистане: это сигнал Казахстану далее »

Когда Россия на деле начнет собирать соотечественников? далее »

Встреча Путина и Трампа все-таки состоится? Время покажет. Выпуск от 21.06.2018 далее »

Разговор о Донбассе. Время покажет. Выпуск от 21.06.2018 далее »

Полный мундиаль?! Место встречи от 21.06.2018 далее »

Семинары

Круглый стол: «Приднестровье в условиях блокады: основные вызовы и угрозы»

29.01.2016

В Институте стран СНГ 29 января 2016 года состоялся круглый стола на тему: «Приднестровье в условиях блокады: основные вызовы и угрозы»

В ходе круглого стола эксперты рассматривались следующие вопросы: состояниепереговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта и ситуация в Зоне безопасности; влияние политического кризиса в Кишиневе на жизнедеятельность Приднестровья; состояние и основные факторы риска для экономики Приднестровья в условиях блокады; о ходе реализации российско-приднестровских меморандумов.

В работе круглого стола приняли участие: директор Института стран СНГ, член Общественной палаты РФ К.Ф. Затулин; президент Торгово-промышленной палаты ПМР Ю. Г. Ганин; экс-министр иностранных дел ПМР В. В. Ястребчак; член президиума союза промышленников и предпринимателей Приднестровья, директор ОАО «Флоаре» Б. В. Кичук; заместитель директора Института стран СНГ в г. Тирасполь В. О. Ладункин; эксперт, доктор исторических наук, профессорВ.Я. Гросул; эксперт, ведущий научный сотрудник РИСИ В. Б. Каширин; кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой РАНХ и ГС Н.И. Харитонова; заведующий сектором Центра экономических исследований РИСИ Д.Н. Лыжин; эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, Институт востоковедения РАН А.Г. Арешев; доцент кафедры конституционного и муниципального права МГЮА имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наукА.А. Сергеев; доцент Российского государственного гуманитарного университета А.А. Гущин; заведующий отделом Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ С.Я. Лавренов; эксперт, кандидат исторических наук С.М. Чистова; эксперт, кандидат исторических наук М. В. Палеолог; аналитик-блогер Г. Рожко и др.

Член общественной палаты РФ, директор Института стран СНГ, Константин Затулин в своемвступительном слове высказал мысль о необходимости возвращения к известному меморандуму Дмитрия Козака как принципиальной основе возможной договоренности между сторонами Молдово-Приднестровского конфликта.

Справка

«Меморандум Козака» - это план молдово-приднестровского урегулирования, разработанный в 2003 году спецпредставителем Президента России, а ныне вице-премьером Правительства РФ Дмитрием Козаком. План предполагал воссоздание общего политического пространства конфликтующих сторон в виде ассиметричной федерации, наделявшей Приднестровье и Гагаузию особыми правами во внутренней и внешней политике объединенного государства. План был парафирован (предварительно подписан) тогдашним Президентом Молдовы Владимиром Ворониным и Президентом Приднестровской Молдавской Республики Игорем Смирновым. Однако, НАТО и Европейский союз надавили на Воронина, отозвавшего свою подпись. Намеченная на 26 октября 2003 года торжественное подписание документа было отменено.

Константин Затулин:

«Молдова нищает, люди разъезжаются, и никакие свободные зоны с Европейским союзом не помогают: ко всему прочему, молдавские овощи и фрукты никому, кроме России, в Европе не нужны. Регион могло бы выручить создание Молдово-Приднестровской конфедерации по типу Боснии и Герцеговины или чего-то похожего, что в 2003 году уже предлагала Россия под названием «меморандум Козака». Но Запад и тогда, и теперь предпочитает науськивать Молдову на блокаду Приднестровья: им кажется, что теперь, при нынешней-то Украине, возможно добиться от Приднестровья капитуляции.

Россия не вправе пройти мимо шанса сохранить Молдову вместе с Приднестровьем, уберечь регион от планов его масштабной дестабилизации. Нам бессмысленно демонстрировать свое беспристрастие: нас всё равно подозревают.

Смахнув пыль с «плана Козака», который теперь, вероятно, может быть назван «планом Рогозина», нужно вновь двинуть вперед идею переговоров о Молдово-Приднестровской конфедерации (или федерации — дело не в словах, а в содержании). В складывающихся сегодня условиях это выход из тупика. И для Молдовы, и для Приднестровья, и для России. И, если хорошо подумать, для Европейского союза. С Украиной или без».

Инициатива Константина Затулина получила поддержку со стороны присутствовавших на круглом столе представителей Приднестровья в лице президента Торгово-промышленной палаты ПМР Юрия Ганина иПриднестровского государственного деятеля, министра иностранных дел ПМР с 2008 по январь 2012 Владимира Ястребчака.

Владимир Ястребчак:

«Меморандум Козака» был документом своего времени и своей эпохи. Это был самый эпохальный документ образца 2003 года. Сейчас говорить о том, что в полной мере можно взять и применить именно вот этот документ в чистом виде, конечно, сложно. Но, тем не менее, базовые элементы конструкции, которая была заложена в «Меморандуме Козака», на мой взгляд, вполне востребованы. Первая – это необходимость, чтобы договаривались стороны. Равноправие сторон – это краеугольный камень меморандума. Второе – то, что должно формироваться некое новое государственное образование, а не модернизироваться старое. И еще можно перечислить российское присутствие, которое тоже фиксировалось в «Меморандуме Козака». Вот эти три концепта, на мой взгляд, они вполне востребованы и могут стать основой для того, чтобы «Меморандум Козака» возродился».

В ходе обсуждениясостояния переговорного процесса по урегулированию приднестровского конфликта и ситуации в Зоне безопасности эксперты пришли к следующим выводам:

Несмотря на то, что, в целом, за последние два месяца наблюдается тенденция к налаживанию работы Объединённого военного командования (ОВК) и Объединенной контрольной комиссии (ОКК), не прекращаются попытки правящей элиты РМ расшатать «несущие конструкции» миротворческой операции» на Днестре. На фоне обострения украино-российских отношений и денонсации Киевом соглашений о транзите грузов для миротворческого контингента РФ Молдова стала проводить «фильтрацию» российских военнослужащих, прибывающих к месту несения службы в Зону безопасности молдавско-приднестровского конфликта. В прошлом, 2015 г., было зафиксировано 47 фактов депортации российских военных, направляющихся к месту несения службы в составе миротворческих сил. Подобные действия говорят о том, Кишинев намерен продолжать оказывать давление на миротворческую миссию. При этом как миротворческая операция в целом, так и Объединенная контрольная комиссия действуют на основе международного, признанного ООН договора, и никаких решений по ограничениям доступа в Зону безопасности российским миротворцам ОКК не принимала.

Одновременно, как со стороны Кишинева, так и Киева, усиливается давление на приднестровских дипломатов, выражавшееся, в том числе, в унизительном, в ряде случае, их досмотре при пересечении границы Молдовы, а также в создании проблем при въезде на Украину. Это, в очередной раз, свидетельствует о попытках помешать переговорному процессу, который итак уже полтора года как пробуксовывает.

Что касается влияния политического кризиса в Кишиневе на переговорный процесс и жизнедеятельность Приднестровья, то, мнению В.В. Ястребчака, в случае сохранения в Кишиневе проевропейского правительства попытки молдавского руководства проводить (по указаниям внешних сил) политику разбалансирования переговорного процесса будут продолжаться. В этом случае «приднестровская» политика Кишинева будет исходить всё из тех же, ставших традиционными, постулатов: перманентного давления по всем направлениям, искусственному созданию для Приднестровья как можно больше трудностей, ограничений, неудобств, всячески затрудняющих его жизнедеятельность, выстраиванием вдоль украинско-приднестровской границы особой зоны молдавского контроля и др.

Таким образом, основной причиной стагнации переговорного процесса, по консолидированному мнению экспертов, являются ограничительные действия, предпринимаемые Молдавией и Украиной в отношении Приднестровья. Вместо тактики «малых шагов», предложенной в 2012 г. политическим руководством ПМР и поддержанной всеми участниками переговоров, Молдавия, при поддержке Украины, продолжает политику односторонних действий, направленных, в конечном счете, на экономическое удушение Приднестровья и нивелирование роли России в переговорах.

Именно эта политика создает основные факторы риска для экономики Приднестровья в условиях блокады.

В настоящее время, Кишинев и Киев делают всё возможное, чтобы создать пояс экономических проблем для Тирасполя. Это, по мнению Ю.Г. Ганина, проявляется в:​ решении Киева (18 марта 2015 г.) закрыть автомобильные пункты пропуска на приднестровско-украинской границе «Кучурган» и «Платоново», а также железнодорожный пункт «Кучурган», для подакцизных товаров, что затронуло интересы более 70 экономических агентов Приднестровья, значительно ограничив объем приднестровского экспорта.

Юрий Ганин:

«4 ноября 2015 г. Молдова и Украина в ходе заседания Консультативного совета Миссии Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM) подписали 2 соглашения по трансграничному сотрудничеству. В соответствии с этими соглашениями, в международном пункте пропуска (ППП) «Первомайск-Кучурган» в начале 2016 г. предполагается введение совместного таможенного контроля, где могут появиться представители ведомств и силовых структур Молдовы, присутствие которых на границе станет дополнительной угрозой безопасности Приднестровья. Данные соглашения противоречат основам переговорного процесса, не обладают легитимностью, приняты без обсуждения с приднестровской стороной, существенно ухудшают внешнеэкономическую деятельность приднестровских предприятий и могут её заблокировать».

Украинская и молдавская стороны приняли также решение отремонтировать железнодорожный участок Березино — Бессарабка, идущий в обход территории Приднестровья и открывающий прямой путь из Молдовы к одесским портам. Ю.Г. Ганин отметил, что в конце 2015 г. было прекращено железнодорожное грузовое сообщение для экономических агентов Приднестровья через станцию «Слободка-экспорт», что вызвало необходимость следования грузов через север Молдовы, минуя территорию ПМР.

Со стороны Кишинева, кроме того, предпринимаются попытки ужесточить лицензионную процедуру для ряда приднестровских предприятий. В частности, в мае 2015 г. Лицензионная палата РМ отказала в продлении лицензий на импорт сырья и производство алкогольной продукции сначала одному из основных бюджетообразующих предприятий – ЗАО «ТВКЗ «КВИНТ», а затем ЗАО «Букет Молдавии».

Они выдавались вначале на один, затем на три месяца, а сейчас усилиями предприятия – только до конца июня 2016 года. В соответствии с Законом РМ «О лицензировании» лицензии выдаются для предприятий, имеющих постоянную регистрацию в Молдове. При этом выполнить в полном объеме все требования Закона невозможно, соответственно отгрузка продукции на экспорт может прекратиться в любой момент. Проблема заключается также в том, что при экспорте в Россию необходимо уплачивать (наравне с другими предприятиями Молдовы) ввозную таможенную пошлину в размере 1,67 евро на 1 л коньяка и 20% от стоимости на ввозимое вино.

Ситуация для экономики Приднестровья усугубилась в связи с завершением 1 января 2016 года действия автономных торговых преференций (АТП) при торговле с ЕС.

Борис Кичук:

«Отказ ЕС от продления автономных торговых преференций привел бы к увеличению цены экспортируемой продукции из Приднестровья (вследствие уплаты таможенных пошлин) на 10-15% и сделал бы ее неконкурентоспособной».

После долгих и трудных переговоров соглашение между ЕС и ПМР было достигнуто, однако его содержание в настоящее время носит, во многом, закрытый характер. По некоторым оценкам, это соглашение предполагает внедрение европейских техрегламентов, обнуление пошлин на товары из ЕС (50% от всей номенклатуры с 2017 г. и еще 50% с 2018 г.), усилении взаимодействия с госорганами Молдовы в сфере техрегламентов, фитосанитарного и ветеринарного контроля, сертификации продукции, а также в таможенной и в банковской сферах. Кроме того, ПМР должно гарантировать бесперебойный транзит российского газа в ЕС.

По мнению Б.В. Кичука, на торговые отношения с европейскими партнерами, по-прежнему, решающее влияние продолжает оказывать политика.

Борис Кичук:

«Один из самых болезненных вопросов – банковские платежи. Из-за директив Нацбанка РМ и других зарубежных банков, предприятиям Приднестровья приходится преодолевать массу искусственно чинимых препятствий при их проведении. Выход из этой ситуации – представление банкам Приднестровья соответствующего статуса и внесение их в мировую банковскую систему».

Если говорить о Евразийском направлении, то, как известно, руководство ПМР с 2012 г. активно продвигало концепцию «Евразийский регион Приднестровья», где, в качестве внешнеэкономического и политического приоритета был обозначен Таможенный союз. Однако последующие события создали немало препятствий на пути её реализации. Девальвация российского рубля нанесла существенный ущерб приднестровским предприятиям-экспортерам, в частности легкой, пищевой и машиностроительной промышленности.

Юрий Ганин:

«Проблема заключается в том, что ряд из отраслей приднестровской экономики не так просто переориентировать на восток. В частности, швейные предприятия, которые работают с ЕС на давальческом сырье, направляя 80% производимой продукции в страны Евросоюза».

Ситуацию, по мнению президента Торгово-промышленной палаты Приднестровья Ю. Г. Ганина, мог бы изменить технический кредит для развития швейных и обувных предприятий Приднестровья или привлечение в эту сферу российских инвестиций, подключение приднестровских предприятий к государственному заказу Российской Федерации.

Россия предпринимает шаги по выстраиванию эффективной экономической стратегии относительно ПМР, свидетельством чему являются 14 долгосрочных межведомственных соглашений о сотрудничестве в сфере экономики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, антимонопольной деятельности, образования и науки, культуры и других, подписанных в 2014 г. В марте 2015 г. в Москве был также подписан протокол, зафиксировавший договоренности по экспорту приднестровской продукции в РФ. Он включил продукцию 23 приднестровских предприятий в программу импортозамещения России. Для того чтобы упростить процедуру продвижения товаров из ПМР на российский рынок, стороны договорились об открытии в Приднестровье российского центра сертификации продукции.

Подписание Меморандумов (протоколов) о межведомственном сотрудничестве между Россией и Приднестровьем является продолжением работы, которая проводилась в 2006-2007 гг., когда было заключено свыше десяти соглашений о взаимодействии в самых различных сферах. В результате, Россия, в тот период, стала главным экспортным партнером Приднестровья.

Стратегической задачей для Приднестровья в настоящее время является возвращение на традиционный рынок России, расширение торговли со странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС), что, в числе прочего, предполагает выработку такого режима торговли с РФ, который обеспечивал бы приднестровской продукции максимально благоприятный доступ на российский рынок. Это позволило бы компенсировать те издержки, которые несут приднестровские производители в силу блокадных, направленных на экономическое удушение республики, мер со стороны Молдовы и Украины.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ.