Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Улучшим закон о гражданстве!

Улучшим закон о гражданстве!  далее »
18.10.2017
11:13:30
В центре Киева, где разбит палаточный городок, усилили меры безопасности далее »
11:10:32
За "красный диплом" иностранцы упрощенно получат гражданство РФ далее »
17.10.2017
12:53:11
Баку и Ереван договорились активизировать переговоры по Карабаху далее »
12:48:31
Треть латвийцев выступают против перевода русских школ на латышский язык обучения далее »
12:46:27
Пушков: позиция ЕС ведет конфликт в Донбассе к заморозке далее »
12:41:44
Киргизия обратилась в ВТО в связи с ситуацией на границе с Казахстаном далее »
12:33:20
Около двух тысяч человек собрались на митинг у здания Верховной Рады в Киеве далее »
16.10.2017
13:41:24
Константин Затулин в Сочи: Валдайский клуб и Фестиваль молодежи далее »
12:37:11
Центристская партия Эстонии одержала победу на муниципальных выборах далее »
12:30:47
Украина пока не договорилась с МВФ по траншу далее »

Что происходит на поссоветском пространстве? Что делать. далее »

Условия Майдана. Время покажет. далее »

Эксперты объяснили причины третьего Майдана на Украине далее »

Вопрос Константина Затулина Владимиру Путину на Валдайском форуме далее »

Все против Порошенко. Время покажет. Выпуск от 19.10.2017 далее »

Прибалтика. Почему русские не идут? Процесс 18.10.2017 далее »

Красная машина. Право голоса от 18.10.2017 далее »

Пресс-конференции

Пресс-конференция М.В.Александрова в Ереване 23 мая 2011 года

23.05.2011

Стенограмма

В представительстве информационного агентства «Новости-Армения» в Ереване прошла пресс-конференция заведующего отделом Института стран СНГ, доктора политических наук М.В.Александрова по проблематике нагорно-карабахского конфликта. Он поделился своими впечатлениями о посещении Нагорно-Карабахской Республики, где принимал участие в международной конференции «Правовые, политические и исторические основы образования НКР», которая состоялась в Степанакерте 20-21 мая 2011 года. На этой конференции М.В.Александров выступил с докладом на тему: «Политика Запада в азербайджано-карабахским конфликте». Основные тезисы этого доклада прозвучали и на пресс-конференции в Ереване. Затем М.В.Александров ответил на вопросы журналистов. Ниже публикуется доклад М.В.Александрова и отклики СМИ на его пресс-конференцию.

Политика Запада в азербайджано-карабахским конфликте

(Доклад на международной конференции

«Правовые, политические и исторические основы образования НКР»,

Степанакерт, 20 мая 2011 г.)

Политика Запада в азербайджано-карабахском конфликте в начале этого года заметно активизировалась. В частности, в Мюнхене на конференции по безопасности в начале февраля состоялась встреча министра иностранных дел Азербайджана Мамедъярова с Хиллари Клинтон. Последняя заметила, что «наступило время для продвижения в урегулировании конфликта». Казалось бы, ничего нового в такой позиции нет, но только в том случае, если не принимать во внимание всю совокупность других фактов. А они указывают на то, что политика США развивается в определенном направлении – в направлении добиться урегулирования конфликта на условиях Азербайджана.

Первым тревожным симптомом для армянской стороны следует считать решение бюро ПАСЕ о воссоздании подкомиссии ПАСЕ по Нагорному Карабаху, принятое 27 января. Вторым стало назначение послом США в Азербайджане бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы. Он прибыл в Баку 6 февраля. Но еще до своего отъезда в Азербайджан Брайза объявил своим главным приоритетом «мирное и справедливое урегулирование нагорно-карабахского конфликта». Об этом он заявил 2 февраля, на в Американо-азербайджанской торговой палате в Джорджтауне. И что примечательно, перед тем, как покинуть Вашингтон Брайза специально обсуждал возможность карабахскую проблему с президентом Обамой и Хиллари Клинтон.

Характерно также, что Брайза был назначен послом в Азербайджан вопреки активному сопротивлению армянского лобби. Должность посла США в Азербайджане оставалась вакантной более полутора лет. После того, как президент США выдвинул Брайзу на пост посла, Сенат заблокировал это решение под давлением армянского лобби. Тем не менее, президент Обама своим решением назначил Брайзу в обход Сената.

И здесь вырисовывается интересная картина. С одной стороны, мы видим назначение в Баку человека, хорошо разбирающегося во всех нюансах НК конфликта. А с другой, послом в Ереване является специалист по «оранжевым революциям» Мари Йованович. И если для Брайзы основной приоритет – урегулирование НК конфликта, то у нее – нечто совершенно другое. Об этом свидетельствует ряд громких заявлений, которые Йованович сделала в Ереване в конце февраля – начале марта. Она, например, прямо сказала, что в Армении критически не хватает демократии и только гражданское общество в силах это изменить. С явным намеком на Армению она отметила, что «в некоторых странах правительства слишком крепко сидят на своих стульях и не хотят покидать их». «И приходит время, когда становится ясно, что время для свержения гор уже пришло», - подчеркнула Йованович. Таким образом, американский посол фактически призвала народ Армении к очередной «оранжевой» революции и ясно дала понять, на чьей стороне будут симпатии США. Какой из этого можно сделать вывод? А вывод тут простой. Если со стороны Азербайджана американцы намерены выстраивать стратегию урегулирования конфликта, то с армянской стороны будут добиваться смены режима для смягчения армянской позиции по карабахскому вопросу.

А то что в Армении имеются силы, готовые пойти на такое смягчение позиции не вызывает сомнения. Речь идет прежде всего о прозападной оппозиции, объединенной в АНК. Например 24 февраля председатель АОД Арам Манукян заявил, что «Армения сможет развиваться, выполнять свои международные обязательства и стать предсказуемым партнером в регионе лишь после демократизации. Только демократия решит проблемные для Армении вопросы, в том числе карабахский конфликт, армяно-турецкую проблему». «Избранные, легитимные власти более ответственно отнесутся к данным вопросам и будут готовы работать с международным сообществом для решения проблем во благо страны и стабильности в регионе». Что значит «более ответственно», Манукян не разъяснил. Но в его понимании это, видимо, означает так, как нужно Западу.

А вот руководитель Хельсинкской ассоциации Армении Мика Даниелян предложил запретить практику прохождения военной службы граждан Республики Армения в Нагорном Карабахе. А это фактически означает сдать Карабах.

Ну и наконец сам Левон Тер Петросян не выдержал и проговорился (18 апреля). Он вспомнил 1997 и заявил, что тогда решение карабахской проблемы было возможно. Для этого надо было передать «какие-то территории Азербайджану» и создать "промежуточный статус для Нагорного Карабаха". Т.е. ЛТП подтвердил, что фактически согласился на поэтапный план урегулирования конфликта без признания независимого статуса Нагорного Карабаха. А это по сути исключает перспективу независимости для НКР. И совершенно не удивительно, что тогда против этого плана, как об этом рассказал ЛТП, выступили и сами карабахцы и влиятельные силы в Ереване. И ЛТП пришлось покинуть пост президента. И вот мы видим, что при поддержке США первый президент Армении опять рвется к власти.

Правда, Йованович скоро отзывают. Но что за этим стоит – не ясно. Думаю речь не идет о смене курса. Просто, в Вашингтоне поняли, что посол не справляется с задачей. И не потому, что плохо работает, а в связи со своей известностью как организатора «оранжевых революций» в других странах. На смену ей скорее всего пришлют менее известного человека, но политика США от этого не изменится.

Симптоматично, что находившаяся 29 апреля в Ереване помощник госсекретаря США Тина Кайданов не только встретилась с президентом Саргсяном, но и посетила резиденцию Левона Тер-Петросяна. Сообщалось, что на встрече с Тер-Петросяном были обсуждены ход политического диалога с властями и возможные политические реформы. Кроме того, американского дипломата интересовало мнение лидера оппозиции о возможности преодоления коррупции и слома "криминально-олигархической системы. Разумеется, важнейшей темой переговоров стала и карабахская проблематика. На встречу с ЛТП Кайданов поехала в сопровождении Иованович.

Примечательно также, что именно в этот момент произошла активизация воинственной риторики со стороны Баку. Так на встрече 11 февраля с сопредседателями Минской группы ОБСЕ министр обороны Азербайджана Сафар Абиев заявил, что "Азербайджан серьезно готовится к освобождению оккупированных территорий".

С разъяснением этого вопроса выступил завотделом администрации президента Азербайджана по внешним связям Новруз Мамедов. Он, в частности, заявил: "Мы ждем принятия армянской стороной предложений, находящихся на столе переговоров. Нарастание военных призывов Азербайджана представляется естественным, потому что который год мы уже ведем переговоры. Ввиду безрезультатности этих переговоров президент Азербайджана заявляет о праве освобождения земель азербайджанской армией, и это естественно". Далее Мамедов разъяснил, в чем состоит роль МГ ОБСЕ и международного сообщества в целом. Она, оказывается, заключается в том, чтобы заставить Армению принять находящиеся на столе переговоров предложения".

И что интересно. Сразу же после возвращения сопредседателей МГ из региона, Группа выступила с заявлением, что «настало время для решительных действий в процессе разрешения нагорно-карабахского конфликта». Посредники призвали стороны приступить к следующему этапу урегулирования конфликта. Как видим, этот призыв, вполне вписывался в логику, изложенную Новрузом Мамедовым.

С аналогичным заявлением группа выступила 14 апреля. Посредники заявили, что "настало время для завершения и утверждения базовых принципов урегулирования и перехода к разработке мирного соглашения по нагорно-карабахскому конфликту".

Конечно, в число сопредседателей МГ ОБСЕ входит и Россия, но когда двое сопредседателей заявляют, что надо активизировать процесс, то третьему в одиночку трудно против этого возражать. Тем более, что формально ничего плохого в таком призыве нет.

Ну а на самом деле, военная риторика и призывы ускорить процесс урегулирования являются ничем иным, как формой дипломатического давления на армянскую сторону с целью вынудить ее пойти на уступки.

Воинственная риторика после этого продолжилась. 8 апреля Абиев повторил свою позицию на встрече с министром обороны Турции Генюлем. Несколько раз с аналогичными заявлениями выступал и сам президент Алиев. В одном из заявлений он договорился до того, что, мол, вся нынешняя Армения находится на азербайджанских землях. И обещал отобрать у армян не только Карабах, но и Зангезур.

На этом фоне со стороны западных представителей стали звучать призывы предотвратить рост напряженности, не допустить новой войны. Так, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литвы Аудронюс Ажубалис, выступая 15 февраля в Совете Безопасности ООН, заявил, что «растущая напряженность вокруг нагорно-карабахского конфликта вызывает тревогу».

Сюда же следует отнести и появившийся как раз в этот момент очередной доклад Международной кризисной группы. Его основной темой стала возможность новой войны между Азербайджаном и Арменией. Я не буду на нем останавливаться, так как данный документ получил надлежащую оценку МИД НКР. Но совершенно очевидно, что доклад появился в этот конкретный момент не просто так. Он стал одним из элементов кампании по запугиванию Армении новой войной с целью вынудить ее пойти на уступки в карабахском урегулировании.

При этом следует учитывать, что воинственная риторика Азербайджана не встретила надлежащей реакции со стороны западных государства. А это только поощряло Азербайджан к расширению вооруженных провокаций в зоне соприкосновения войск. Думаю, про увеличение числа обстрелов армянских позиций рассказывать не имеет смысла. Жители НКР знают об этом больше, чем кто-либо другой. Но надо обратить внимание на международный аспект данной проблемы. Со стороны Запада не прозвучало осуждения нарушение режима прекращения огня азербайджанскими войсками. И это не смотря на прямые обращения со стороны Армении. Например, после убийства Шахканяна, МИД Армении призвал международную общественность дать «достойный ответ» на военные провокации Азербайджана. Но никакой реакции со стороны Запада не последовало. Более того, действующий председатель ОБСЕ Ажубалис на пресс-конференции в Ереване 18 марта предложил армянской стороне в одностороннем порядке отвести снайперов от линии соприкосновения войск. То есть, по Ажубалису получалось, что Армения виновата в эскалации напряженности чуть ли не больше, чем Азербайджан. И в любом случае явно не меньше. Это было одним из ярких проявлений подхода Запада, исходящего из принципа «равной ответственности сторон» за обострение ситуации. Но применение этого принципа всегда выгодно нападающей стороне, в данном случае, Азербайджану.

Или вот такой факт: 29 апреля Комиссар Евросоюза Штефан Фюле выразил обеспокоенность заявлениями о том, что применение военной силы может стать вариантом решения карабахского конфликта. "Всем вовлеченным в эту проблему сторонам необходимо четко объяснить, что возобновление войны нельзя рассматривать в качестве решения конфликта. Считаю, что сторонам нужно пересмотреть свою риторику", - сказал он. Вроде бы правильное заявление. Но опять таки не указан инициатор воинственной риторики. Ну а это естественно, только поощряет азербайджанскую сторону, создает у нее чувство безнаказанности за свое поведение и фактически способствует дестабилизации обстановки в зоне конфликта.

Создается впечатление, что Запад сделал выбор об урегулировании конфликта на основе территориальной целостности Азербайджана. На это указывают следующие обстоятельства.

В интервью Общественному телеканалу Азербайджана 19 февраля Мэтью Брайза высказался в поддержку территориальной целостности Азербайджана и за «справедливое разрешение конфликта в соответствии с принципами Хельсинкского заключительного акта». Примерно в таком же ключе выступил и первый заместитель государственного секретаря США Джеймс Стайнберг, посетивший Баку 24 февраля. Он заявил, что США «заинтересованы в скорейшем урегулировании нагорно-карабахского конфликта на основе международного права и Хельсинкских принципов».

Но особое выделение Хельсинского Заключительного Акта больше выгодно как раз азербайджанской стороне. Ведь баланс интересов в нем явно склоняется в пользу поддержания территориальной целостности государств. Да, там говорится о праве на самоопределение, но ничего не говорится о праве на отделение. Единственный момент, который можно трактовать как право на отделение, это право народов определять «свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне». Это право, однако, обусловлено, соблюдением принципа территориальной целостности государств. А изменение границ допускается, только по добровольному согласию сторон, на что Азербайджан, как мы понимаем, никогда не пойдет.

Более того, применение вышеупомянутого положения означает, что Армения должна полностью самоустранится от решения конфликта, не оказывать НКР никакой помощи, прежде всего военной, и не поддерживать требования НКР о независимости. Сбалансированный подход означал бы просто общую ссылку на международное право, которое содержит документы более приемлемые для нагорно-карабахского случая. Например – конвенцию Монтевидео. Но этого в американской позиции мы не наблюдаем.

Более того, в докладе Госдепа США о ситуации с правами человека в мире в 2010 году, содержалась примечательная фраза: «Этнические армянские сепаратисты при поддержке Армении продолжают контролировать большую часть Нагорно-Карабахского региона Азербайджана и семи прилегающих азербайджанских территорий». То есть вся территория НКР признается азербайджанской.

Правда, отвечая на вопрос армянских журналистов, посольство США в Ереване попыталось сгладить впечатление от формулировки доклада. Было, в частности отмечено, что данная формулировка «не предопределяет итоги переговорного процесса между Арменией и Азербайджаном». «Мы продолжаем настаивать на трех принципах Хельсинкского заключительного акта - территориальной целостности, права на самоопределение и неприменения силы и угрозы ее применения - как основополагающих элементах любого решения по карабахскому конфликту», - отмечалось в комментарии посольства. Тем не менее, характеристика нагорного Карабаха как азербайджанской (а, скажем, не спорной) территории в контексте хельсинских принципов означает, что без согласия Азербайджана получить признание независимости НКР не сможет.

Наиболее определенно по этому поводу высказался президент Румынии Траян Бэсеску в ходе своего визита в Азербайджан 18 апреля. Он заявил, что «любое решение не должно отходить от принципов международного права, которое предусматривает недопустимость нарушения территориальной целостности любого государства». «Мы надеемся, что эти принципы будут в основе решения проблемы Нагорного Карабаха: территориальная целостность Азербайджана и соблюдение международного права, а также соблюдение прав меньшинств, но в пределах суверенных государств», - подчеркнул Бэсеску.

Известно, что США часто прибегают к такой тактике – озвучивают некие идеи устами своих сателлитов, чтобы прощупать международную и внутреннюю реакцию. В данном случае реакции фактически не было. Критически высказался о заявлении Бэсеску только МИД Армении.

Отклики СМИ на пресс-конференцию М.В.Александрова в Ереване

Воинственные заявления Азербайджана по Карабаху не встречают никакой критики на Западе – эксперт

Новости-Армения

Воинственная риторика азербайджанского руководства по карабахскому конфликту не встречает никакой критики со стороны Западных держав, заявил эксперт по Кавказу Института стран СНГ Михаил Александров в понедельник в Международном пресс-центре “Новости”.

“Если исходить из того, что произносится западными представителями, их заявления возлагают как бы равную ответственность на стороны конфликта за нагнетание напряженности”, - сказал он.

По словам Александрова, хотя воинственные заявления идут со стороны Азербайджана, международные чиновники, в частности, председатель ОБСЕ, еврокоммисары, члены Минской группы, заявляют, что стороны должны успокоится и снизить риторику, не выделяя инициатора нагнетания напряженности.

“Это наводит на грустные размышления, что готовится почва для того, чтобы возложить на стороны равную ответственность в случае возобновления военных действий”, - подчеркнул эксперт.

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.

Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.


Мадридские принципы урегулирования Карабахского конфликта неприемлемы для армянской стороны- эксперт

Новости-Армения

Мадридские принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта не исходят из интересов армянской стороны, считает эксперт по Кавказу Института стран СНГ Михаил Александров.

«В так называемых мадридских принципах присутствует такое положение, как промежуточный статус Карабаха, их принятие, по существу, будет означать сдачу Нагорного Карабаха», - сказал Александров в понедельник в Международном пресс-центре «Новости».

По его словам, представители Минской группы ОБСЕ после визита в Азербайджан вновь заявляют, что настало время для завершения утверждения базовых принципов урегулирования и перехода к разработке мирного соглашения по Карабахскому конфликту.

«Очевидно, имеются в виду мадридские принципы. В случае решения конфликта согласно этим принципам, Карабаху будет присвоен неопределенный статус, а за это вооруженные силы НКР должны будут выйти из семи районов, куда войдут азербайджанские войска», - отметил он.

Так называемый «пояс безопасности», контролируемый Армией обороны НКР, охватывает семь районов (Кельбаджарский, Лачинский, Кубатлинский, Джебраильский, Зангеланский, Агдамский, Физулинский). По внешнему периметру пояса проходит линия непосредственного соприкосновения вооруженных сил НКР и Азербайджана.

Как подчеркнул Александров, на следующем этапе начнется возвращение беженцев и споры об их количестве. «Количество беженцев за двадцать лет значительно увеличилось, они обзавелись семьями. И получится, что беженцев в итоге станет больше, чем жителей Карабаха, следовательно, референдум пройдет в пользу присоединения к Азербайджану», - сказал он.

По мнению эксперта, единственно возможным способом мирного урегулирования конфликта является пакетное соглашение. «Это означает освобождение семи районов, за исключением Лачинского коридора, в обмен на признание независимости НКР не только Азербайджаном, но и ключевыми мировыми державами», - отметил он.

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.

Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

Нагорный Карабах давно «созрел» для независимости – эксперт

Новости-Армения

 Нагорный Карабах давно готова к обретению официального статуса независимого государства, заявил эксперт по Кавказу Института стран СНГ Михаил Александров.

«С каждым годом республика улучшает свое социально-экономическое положение, я даже могу сказать, что оно завидно отличается от других, бывших непризнанных государств, таких как Абхазия и Южная Осетия, и с точки зрения социально-экономического прогресса, и с точки зрения системы государственного управления», - отметил он в понедельник в Международном пресс-центре “Новости».

По словам Александрова, хотя Карабах давно созрел для независимости, сочетание ряда международных факторов препятствует этому справедливому решению карабахского вопроса.

«Нет возможности урегулировать нагорно-карабахский конфликт при нынешнем балансе сил и в мире, и в Закавказье. Вариант урегулирования конфликта может возникнуть только после серьезного ослабления Запада, развала НАТО и ухода США из Евразии», - подчеркнул он, добавив, что на сегодняшний день присутствуют определенные перспективы подобного развития событий.

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.

Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.

Российский эксперт: Мадридские предложения по Карабаху противоречат интересам армянской стороны

PanARMENIAN.Net

Мадридские предложения по урегулированию карабахского конфликта не исходят из интересов армянской стороны. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил эксперт по Кавказу Института стран СНГ Михаил Александров. Он отметил пункт о промежуточном статусе Карабаха, подчеркнув, что принятие Мадридских принципов будет означать «сдачу Карабаха».

Александров заметил, что в случае, если конфликт будет урегулирован на основе этих принципов, то Карабаху будет присвоен неопределенный статус, в результате чего армянские силы будут вынуждены выйти из семи освобожденных районов, куда войдут азербайджанские войска. В качестве следующего этапа в урегулировании карабахского конфликта на основе Мадридских принципов российский эксперт указал возвращение беженцев, что, в свою очередь, приведет к спорам об их количестве. По его словам, за последние двадцать лет количество беженцев значительно увеличилось. «Получается так, что беженцев в итоге станет больше, чем жителей Карабаха», - сказал он, добавив, что таким образом проведение референдума будет в пользу азербайджанской стороны.


Российский эксперт считает, что ситуация в процессе урегулирования карабахского конфликта обостряется

PanARMENIAN.Net

Ситуация в процессе урегулирования карабахского конфликта обостряется. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил эксперт по Кавказу Института стран СНГ Михаил Александров. По его словам, об этом свидетельствует то, что на линии соприкосновения ВС Арцаха и Азербайджана все чаще начал нарушаться режим прекращения огня, а также участившиеся воинственные заявления азербайджанской стороны, которые не подвергаются критике со стороны международного сообщества. В этом контексте он заметил, что реакция международного сообщества свидетельствует о том, что “готовится почва для того, чтобы возложить на стороны равную ответственность в случае возобновления военных действий”. При этом он заметил, что также предпринимаются определенные шаги для того, чтобы усилить фактор давления на Армению. По словам российского эксперта, одним из подобных шагов является восстановление комитета ПАСЕ по Карабаху. Также, по мнению Александрова, назначение экс-сопредседателя Минской группы ОБСЕ Метью Брайзы послом страны в Азербайджане тоже играет на руку Баку. «А что мы имеем в Армении? Автора “оранжевых” революций, посла США в Армении Мари Йованович», - сказал он, добавив, что заявления Йованович являются явным призывом к смене власти в Армении. По его словам, для урегулирования карабахского конфликта необходимо пакетное соглашение, то есть сдача семи районов Азербайджану взамен на признание независимости Нагорного Карабаха.


Михаил Александров: Нынешний баланс сил в мире и на Южном Кавказе мешает решению карабахского конфликта

PanARMENIAN.Net

При нынешнем балансе сил как в мире, так и на Южном Кавказе нет возможности урегулирования карабахского конфликта. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил эксперт по Кавказу Института стран СНГ Михаил Александров. “Единственный вариант урегулирования конфликта может возникнуть после серьезного ослабления Запада, развала НАТО и ухода США из Евразии”, - сказал российский эксперт, добавив, что подобная перспектива существует. «Мы видим, что НАТО действительно сейчас в очень сложном положении, Евросоюз тоже трещит по швам, а также под угрозой находится Шенгенское соглашение», - заметил Александров. По его словам, все это связано со всемирным финансовым кризисом.


Михаил Александров считает, что США за проазербайджанское урегулирование карабахского конфликта

PanARMENIAN.Net

США выступают за скорейшее урегулирование карабахского конфликта, при том на условиях азербайджанской стороны. Об этом на пресс-конференции в Ереване заявил эксперт по Кавказу Института стран СНГ Михаил Александров. По его словам, стратегия США – создать военно-политический коридор от Черного моря к Каспийскому региону. «Грузию они уже в свою орбиту влияния втянули, а сейчас на очереди Азербайджан», - сказал российский эксперт, добавив, что Баку пока что занимает уклончивою позицию, поскольку вступление в НАТО или создание военной базы США на территории страны может испортить отношения с Россией и Ираном. «Однако если Запад предлагает Карабах в обмен на интеграцию в западную военно-политическую структуру, то тут Азербайджан от такого предложения не сможет отказаться», - отметил он, добавив, что, скорее всего, уже определенные договоренности с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым достигнуты, поэтому и США продвигают проазербайджанскую линию в карабахском конфликте.


НКР давно созрела для признания независимости, считает российский эксперт

Медиамакс

Глава управления Института стран СНГ, эксперт по вопросам Кавказа Михаил Александров сказал сегодня в Ереване, что НКР давно созрела для признания независимости, однако ряд факторов препятствуют справедливому разрешению вопроса.

Как сообщает Медиамакс, Михаил Александров сказал, что НКР завидным образом отличается, например, от Южной Осетии и Абхазии, как с точки зрения социально-экономического развития, так и системы государственного управления.

По мнению эксперта, напряжение вокруг карабахского вопроса увеличивается, и хотя воинственную риторику использует только Азербайджан, международные чиновники выступают с призывами о сдержанности к обеим сторонам, что дает повод для беспокойства.

«Решение вопроса я вижу в пакетном соглашении: сдача 6 районов Азербайджану (за исключением Лачина) взамен признания независимости НКР со стороны международного сообщества и Азербайджана», - сказал эксперт.


Политика западных держав направлена на форсированное решение карабахского вопроса – эксперт

АРКА

Западные державы, в частности, США, проводят политику по форсированному решению карабахского вопроса, считает эксперт по Кавказу Института стран СНГ Михаил Александров.

“В феврале состоялась встреча госсекретаря США Хилари Клинтон с министром иностранных дел Азербайджана Мамедьяровым, в ходе которой она заявила, что наступило время для продвижения в урегулировании конфликта”, - сказал он в понедельник в Международном пресс-центре “Новости”.

По его словам, хотя подобные заявления со стороны западных представителей звучат постоянно, на фоне других действий, это наводит на мысль, что готовятся шаги по принуждению Нагорного Карабаха к определенным уступкам.

“В частности, на это направлено возобновление работы подкомитета ПАСЕ по Карабаху для оказания дипломатического давления на Армению, поскольку это сложно сделать в рамках Минской группы ОБСЕ, где российский представитель будет блокировать нападки на армянскую сторону”, - сообщил Александров.

Кроме того, по его словам, знаменателен факт назначения бывшего сопредседателя Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайзы послом в Азербайджане.

“Крупный специалист по нагорно-карабахскому конфликту направлен в Азербайджан, а в Армении мы имеем другого “специалиста”, не по урегулированию конфликтов, а по организации “оранжевых” революций - посла США в Армении Мари Йованович, которая недавно делала довольно прямолинейные заявления, которые можно расценивать как призыв к смене политической власти”, - подчеркнул он.

По мнению эксперта, США, опираясь на оппозиционные силы в Армении, которые готовы пойти на уступки по карабахскому вопросу, оказывают политическое давление на нынешние власти посредством протестных акций оппозиции.

Александров считает, что США заинтересованы в урегулировании карабахского конфликта по азербайджанскому сценарию, поэтому существует опасность нарастания давления на Армению как извне, так и изнутри.

“США намерены создать военно-политический коридор от черноморского до каспийского регионов и пытаются вовлечь в этот процесс Азербайджан. Азербайджанская сторона понимает, что такое сближение с США приведет к ухудшению отношений с Россией и Ираном, однако, не сможет отказаться, если получит в обмен на это Карабах”, - сказал он.

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.

Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.


М.Александров: Нагорный Карабах созрел как государство

Panorama.am

Если Азербайджан нападет на Арцах, то он будет признан независимым государством, как это произошло с Южной Осетией и Абхазией. Об этом сегодня на пресс-конференции в Ереване заявил эксперт по Кавказу Института стран СНГ Михаил Александров. Он заметил, что НКР уже созрела как независимая страна, но ее независимости препятствуют страны Запада.

Эксперт выразил беспокойство по поводу того, что воинственная риторика азербайджанского руководства по карабахскому конфликту не встречает никакой критики со стороны Западных держав.

«Если исходить из того, что произносится западными представителями, их заявления возлагают как бы равную ответственность на стороны конфликта за нагнетание напряженности», - сказал он.

По словам Александрова, хотя воинственные заявления идут со стороны Азербайджана, международные чиновники, в частности, председатель ОБСЕ, еврокоммисары, члены Минской группы, заявляют, что стороны должны успокоиться и снизить риторику, не выделяя инициатора нагнетания напряженности.

«Это наводит на грустные размышления, что готовится почва для того, чтобы возложить на стороны равную ответственность в случае возобновления военных действий», - подчеркнул эксперт.

Говоря о социально-экономическом положении Арцаха, а также о системе государственного управления, российский эксперт отметил, что проведена колоссальная работа, и даже сравнил его с Южной Осетией и Абхазией, подчеркнув, что во многих вопросах Арцах их опережает.


Российский эксперт: США – сторонник скорейшего решения карабахского конфликта на условиях Азербайджана

News.am

США – сторонник скорейшего решения карабахского конфликта на условиях Азербайджана. Такое мнение на пресс-конференции 23 мая в Ереване выразил эксперт Института стран СНГ по Кавказу Михаил Александров. Эксперт указал на то обстоятельство, что послом в Баку назначен бывший посредник по урегулированию Мэтью Брайза. При этом посол в Ереване, Мари Йованович, известна как специалист по «оранжевым» революциям, напомнил эксперт. По его словам, заявления обоих послов достаточно прозрачно демонстрируют политику Вашингтона в регионе. Скорый отъезд Йованович, отметил Михаил Александров, не означает изменение политики Вашингтона. Просто, считает эксперт, принято решение заменить одиозную фигуру другой, вызывающей меньшее раздражение. «Но политика останется той же», - считает Александров.

Суть вопроса упирается в попытку США создать военно-политический коридор от Черного моря до Каспийского региона. Грузия уже «вписалась» в планы США, теперь необходимо «уломать» Азербайджан. И хотя Баку вовсе не стремится к этому, предложенная Америкой цена – Нагорный Карабах, это предложение, от которого Баку не сможет отказаться, считает эксперт. По его словам, при нынешнем балансе сил урегулирование вряд ли возможно. Таковое станет возможно при условии ослабления Запада, развала НАТО, и, самое главное, отказе США от имперских амбиций.


Российский эксперт: Положение в непризнанной НКР завидно отличается в лучшую сторону

News.am

 Положение в Нагорно-Карабахской Республике оставляет самое благоприятное впечатление. Об этом на пресс-конференции 23 мая в Ереване заявил эксперт Института стран СНГ по Кавказу Михаил Александров.

Он сообщил, что на днях побывал в Степанакерте, где принял участие в международной конференции «Правовые, политические и исторические основы образования НКР». Организаторами конференции являются Государственная комиссия по организации и координации празднования 20-ой годовщины провозглашения НКР и Арцахский государственный университет.

По словам эксперта, можно констатировать, что положение в НКР из года в год улучшается. Как отметил Александров, социально-экономическое положение и состояние государственного управления в НКР завидно отличается в лучшую сторону в сравнении с рядом признанных образований, к примеру, Абхазией и Южной Осетией.


Эксперт: США – сторонник скорейшего решения карабахского конфликта на условиях Азербайджана

AZE.az

Как сообщает AZE.az со ссылкой на зарубежные источники, такое мнение на пресс-конференции 23 мая в Ереване выразил эксперт Института стран СНГ по Кавказу Михаил Александров. Эксперт указал на то обстоятельство, что послом в Баку назначен бывший посредник по урегулированию Мэтью Брайза. При этом посол в Ереване, Мари Йованович, известна как специалист по «оранжевым» революциям, напомнил эксперт.

По его словам, заявления обоих послов достаточно прозрачно демонстрируют политику Вашингтона в регионе. Скорый отъезд Йованович, отметил Михаил Александров, не означает изменение политики Вашингтона. Просто, считает эксперт, принято решение заменить одиозную фигуру другой, вызывающей меньшее раздражение. «Но политика останется той же», - считает Александров.

Суть вопроса упирается в попытку США создать военно-политический коридор от Черного моря до Каспийского региона. Грузия уже «вписалась» в планы США, теперь необходимо договориться с Азербайджаном. Предложенная Америкой цена – Нагорный Карабах, это предложение, от которого Баку не сможет отказаться, считает эксперт.

По его словам, при нынешнем балансе сил урегулирование вряд ли возможно. Таковое станет возможно при условии ослабления Запада, развала НАТО, и, самое главное, отказе США от имперских амбиций.


Угрозой войны Запад давит на неустойчивые круги армянского общества: российский эксперт

ИА REGNUM

"Пока нет пакетного соглашения - признания независимости Нагорного Карабаха в обмен на возвращение территорий, я считаю, что какое-либо решение невозможно". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM в Степанакерте, об этом заявил заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Михаил Александров в ходе международной научной конференции на тему "Правовые, политические и исторические основы образования НКР".

"Воинственная риторика - это давление на Армению, на Нагорный Карабах, это тактика запугивания, которая не встречает должного отпора со стороны западных структур. Было много подобных заявлений, но, как мы видим, позиция Запада не меняется - "пусть там говорит", но никто их особо не осуждает. Конечно, Запад выступает за мирный способ решения конфликта, но конкретного осуждения заявлений Баку мы не видим. Надо осуждать конкретного инициатора воинственных заявлений - Азербайджан. А то наблюдается политика возложения равной ответственности на стороны за воинственную риторику, и из этого вытекает равная ответственность за развязывание войны, если война начнется. А это означает, что Азербайджан не будет рассматриваться как агрессор и к нему не могут быть применены санкции. В частности, не было ни одного заявления, осуждающего фактически реваншистские, нацистские по своей сути призывы Азербайджана о том, что нынешние армянские земли, сама Армения, являются по существу азербайджанскими", - отметил он.

По словам Михаила Александрова, "одновременно началась такая кампания против военной опасности". "Нынешний председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Литвы Ажубалис заявил о том, что растущая напряженность вокруг нагорно-карабахского конфликта вызывает тревогу. Одновременно появляется доклад "Международной кризисной группы", в котором основная тема - это опасность войны между Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом. То есть, раздувается тема военной опасности. Это - дипломатическое давление на Ереван и Нагорный Карабах, давление на неустойчивые круги армянского общества, которые боятся войны, не готовы жертвовать своими интересами для того, чтобы удержать Нагорный Карабах, которые готовы пойти на сдачу Нагорного Карабаха ради экономической выгоды, желания вести спокойный бизнес на Западе. На них оказывается давление. Они, естественно, внутри Армении уже проводят свою линию", - отметил российский эксперт.





Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2017 Институт стран СНГ.