Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Поиск
Авторизация
  • Логин
  • Пароль
Календарь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Улучшим закон о гражданстве!

Улучшим закон о гражданстве!  далее »
20.09.2017
15:42:56
"Нафтогаз" подал иск к России на пять миллиардов долларов за активы в Крыму далее »
15:41:25
МИД Кыргызстана: Назарбаев вмешивается во внутренние дела КР далее »
15:37:06
Лукашенко о завершении учений «Запад-2017»: «Цели достигнуты» далее »
12:25:15
В США назвали условия предоставления Украине 500 млн долл. на оборону далее »
12:23:29
Украина направила в ВТО требование о консультациях с Казахстаном далее »
19.09.2017
16:06:54
Суд Одессы оставил под стражей на 60 суток обвиненных в сепаратизме «антимайдановцев» далее »
15:58:46
Китай передал Бишкеку председательство в совете РАТС ШОС далее »
15:54:47
США поставят оружие Украине для слежения за Черноморским флотом далее »
12:07:28
Минобороны РФ отвергло претензии Литвы о намеренном нарушении воздушного пространства далее »
12:02:49
Сенат США выделил Украине 500 млн долларов на оборону далее »

Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым далее »

Польский Троян далее »

Час Сивкова далее »

Что делать с Северной Кореей? далее »

Саакашвили на Украине далее »

Мирная Россия далее »

Русскому здесь не место? далее »

Конференции

Международная научная конференция «Жизнь под санкциями: международный опыт»

02.06.2015

Институт стран СНГ                  
Экономический факультет
МГУ им. М.В. Ломоносова

2 июня 2015 г. на экономическом факультете МГУ прошла международная конференция «Жизнь под санкциями: международный опыт», организованная Институтом стран СНГ совместно с экономическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова, в ходе которой были обсуждены следующие вопросы:

· «Экономика сопротивления» или «экономика развития»: опыт стран, находящихся под санкциями.

· Экономическая ситуация в России: угрозы и перспективы импортозамещения и переформатирования экономики.

· Национальная безопасность в условиях односторонних санкций.

На конференции были представлены презентации научных докладов о международном опыте функционирования и развития национальных экономик в условиях внешних ограничений и санкций, исследования о состоянии российской экономики в условиях финансово-экономических санкций и состоялась дискуссия по темам докладов.

 

В работе конференции участвовали директор Института стран СНГ Константин Затулин, профессора МГУ Василий Колесов, Владимир Васильев, профессор МГИМО Галина Панова, Ирина Платонова, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин, профессор Армянского государственного экономического университета Ашот Тавадян, главный редактор журнала «Новая экономика» Сергей Шиптенко, заместитель Министра иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев, эксперт Германского Совета внешней политики Линке Петер, сотрудники Института экономики РАН, представители Федерального Собрания, Общественной палаты РФ и Евразийской экономической комиссии.

С приветствием выступил директор Института стран СНГ, член Общественной палаты К.Ф. Затулин.

Выступление профессора МГУ Василия Петровича Колесова содержало системный анализ природы санкций и их влияния на экономику страны подвергшейся внешнему давлению, были даны характеристики наиболее острым проблемам российской экономики и стратегий их преодоления.

Далее выступил заместитель Министра иностранных дел Приднестровской Молдавской Республики (ПМР), советник Управления по вопросам внешнеэкономической деятельности МИД ПМР Дмитрий Камбур - содержало анализ влияния экономических санкций против Приднестровской Республики.

В выступлении заведующей сектором экономического развития постсоветских государств Института экономики РАН была дана оценка влияния санкций на развитие торгово-экономических отношений со странами СНГ .

Выступление профессора Армянского государственного экономического университета Ашота Тавадяна «Валютная безопасность в кризисных условиях»

Валютная безопасность российской экономики в силу проводимой денежно-кредитной политики уязвима и явно зависит от внешних факторов. Денежно-кредитная политика слабо состыкованная с налогово-бюджетной и особенно инвестиционной политикой требует коррекции. В денежно-кредитной политике фетишируется безусловно важнейшая задача – обеспечение стабильности цен, причем фактически не оценивается ее взаимосвязь с курсом национальной валюты, уровнем монетизации, да и со ставкой рефинансирования.

Курс рубля относительно конвертируемых валют должен соответственно инфляции постепенно понижаться. В противном случае, если курс остается практически без изменений при существенно более высокой инфляции, то это значит, что в стране стимулируется импорт, оказывается ему помощь. В то же время логично способствовать обратному процессу, ибо переоцененный курс национальной валюты может фактически искусственно снизить конкурентоспособность страны, отрицательно повлияв на торговый баланс и выполнение бюджета. Постепенное понижение курса содействует экономике, особенно экспорту. Конечно же, это должно происходить плавно, так как всякие скачки вредят экономике. Если в стране инфляция в среднем 6-7%, а в США и ЕС 1-2%, то нецелесообразно держать курс национальной валюты в одном и том же коридоре. Необходимо способствовать формированию в течение года курса на уровне ниже 4-5% (с коррекцией изменения цен на товары, представленные в торговом балансе). Переоцененный же рубль создал основу для резкого понижения курса в кризисной ситуации. Кроме того, если при данном курсе существенно сокращаются золотовалютные резервы страны, то это ключевой сигнал о том, что национальная валюта переоценена. Резкое же понижение курса и золотовалютных резервов несет угрозу для валютной безопасности страны.

В России уровень монетизации – в районе 50%, в других странах ЕАЭС – ниже 40%, в то время как в передовых странах Евросоюза в районе 100%. В Китае же и быстроразвивающихся странах Азии монетизация значительно выше 100%. Уровень монетизации поэтапно должен быть приближен к рубежу 70%, в противном случае периодично будут возникать определенные трудности со стабильным ростом экономики и возможностями ее диверсификации. Повышение уровня монетизации будет способствовать взаимная конвертируемость и переход во взаимных расчетах на национальные валюты стран ЕАЭС. В договоре о Евразийском экономическом союзе ряд один из ключевых разделов является раздел XIV «Валютная политика». Первоочередная конкретизация данного раздела чрезвычайно важна в кризисной ситуации.

Заблуждением было бы считать, что высокая ставка рефинансирования всегда сдерживает инфляцию и способствует стабильности курса, а низкая – наоборот. При высокой процентной ставке, особенно в условиях очень низкой монетизации, формируется следующая причинно-следственная цепь: высокая процентная ставка рефинансирования – еще более высокие банковские процентные ставки – рост себестоимости при остром дефиците собственных средств – инфляция издержек, что не способствует местному производству и экспорту.

Особенно в период преодоления финансово-экономического кризиса, следует поэтапно снизить ставку рефинансирования. Учитывая инфляцию, необходимо оценить, как ставка рефинансирования отражается на ВВП, его структуре, торговом балансе. Очень трудно модернизировать производство, если доходы существенно снижаются, вероятность колебания инфляции и курса валют значительна, а реальные банковские ставки неподъемно высоки. Ставка рефинансирования имеет свой интервал, ключевое значение для верхнего предела которой имеет рентабельность в сферах обеспечивающих научно-технический прогресс минус банковская маржа. Выход за который особенно в условиях низкой монетизации может быть оправдан лишь в критических ситуациях, причем в минимально короткий срок, ибо в противном случае можно нанести серьезный вред научно-производственному потенциалу страны.

Системный анализ инфляции, курса валюты, уровня монетизации, ставки рефинансирования необходим для оценки уровня валютной безопасности.

Выступление заведующего кафедрой социологии государственного управления МГУ Владимира Васильева по теме «Санкционный фон экономической динамики России» содержало глубокую оценку экономической ситуации в России и влияния санкций на экономический спад.

Экономические проблемы России последнего времени вызваны разными обстоятельствами. Чтобы определить, скорректировать стратегию и тактику необходимо структурировать негативные факторы среди которых и санкции, и эмбарго на импорт в Россию, и застаревшие собственные проблемы.

Введенные экономические санкции против России имели определенные последствия для национальной экономики, прежде всего для ее финансовой системы. Механизм оказался следующим: "отключение" российского крупного бизнеса от мировых финансовых рынков, создание дефицита инвестиционных ресурсов, но, главное, создание предпосылок для их неплатежеспособности и дефолта по внешним долгам. Авторы санкций знали и это не секрет, что российский крупный бизнес и банковский сектор имеют долги на сумму более 650 млрд. долл., а ежегодные процентные платежи составляют 100-120 млрд. долл. Безусловно, имелся и политический расчет - узкий слой "равноудаленных" олигархов в экстренном порядке повлияет на руководство страны по известным внешнеполитическим вопросам. Однако острота ситуации была в значительной степени снята мерами по докапитализации банковской системы и внутренними кредитами крупному бизнесу.

Летом 2014 г. кроме санкционного фона добавился обвал мировых цен на энергоносители и весьма своеобразные действия Банка России. Результат - проблемы валютного курса (устойчивости национальной валюты), всплеск ключевой ставки, рост инфляции и, естественно, падение темпов экономического роста. Вывод - бизнес должен ориентироваться на собственные источники инвестиций, избегая крупных заимствований на внешних финансовых рынках. Для этого необходимо формировать устойчивую банковскую систему, обладающую значительным капиталом, решить, наконец, проблему инфляции, что приведет к снижению процентных ставок по кредитам.

Санкции по отношению к России еще раз поставили вопрос о соотношении фритредерства и протекционизма, перехода к крайностям политики автаркии. В глобальном мире закрытая экономика не эффективна, внешнеэкономические факторы стали реальным способом увеличения национального богатства. Вместе с тем следует принять ряд стратегических решений по элиминированию внешних рисков, оптимизировав соотношение внешних и внутренних товаров и услуг по критерию обеспечения национальной безопасности. Это - военно-промышленный комплекс, продовольствие, инновации и денежно-кредитная сфера.

Выступление Алексея Белугина аспирант экономического факультета МГУ по вопросам продовольственной безопасности России в условиях санкций. Основными положениями выступления были:

С августа 2014 г Россия ввела запрет на ввоз мяса, молока, овощей, картофеля, фруктов и рыбы из США, Канады, Австралии, Норвегии и стран Евросоюза. При помощи модели частичного равновесия EPACIS было проведено исследование влияния антисанкционной политики на состояние продовольственного рынка России. Модель EPACIS позволяет оценить последствия на 1 год вперед. Расчеты показали, что из-за санкций в России произойдет сокращение импорта, рост цен и снижение потребления продуктов питания. В течение года с момента введения ограничений снижение импорта может составить до 25%. В результате сокращения поставок из Евросоюза, произойдет ее замещение продукцией из Белоруссии и стран Дальнего зарубежья.

Влияние санкций для отечественных производителей будет небольшим в краткосрочный период. Ожидается рост около 2% по пшенице, прочему зерну, по свинине, по молоку. По растительному маслу, овощам, картофелю и говядине отечественного производства прогнозируется некоторое сокращение – в пределах 3-х процентов.

Импортные ограничения будут способствовать росту цен. Наибольшее увеличение потребительских цен ожидается по фруктам и свинине – более 20%. На молоко цены вырастут от 9 до 16% в зависимости от сценариев. На мясо птицы рост цен будет до 7%. На овощи – не более 10%. Потребление свинины снизится на 13%, фруктов – на 11%, молока – на 4,5%, овощей – на 1,3%.

Автор призвал разработать более эффективную стратегию импортозамещения.

Выступление профессора МГИМО, заведующей кафедры Галины Пановой было посвящено характеристике состояния банковского бизнеса в условиях международных санкций.

В современных условиях российские банки в полной мере испытывают влияние международных санкций на свой бизнес, что негативно сказывается на устойчивости банковского сектора, финансовых рынков и экономики в целом.

Политика российских банков (центрального и коммерческих) в условиях кризиса должна опираться на четко определенную стратегию и тактику, сформированную с учетом широкого спектра факторов влияния.

Политика мегарегулятора финансовых рынков, проводимая Банком России в условиях посткризисного развития, волатильности рынков, обострения политической нестабильности, нуждается не только в использовании апробированного в международной практике инструментария антикризисного регулирования, но и в т.н. "тонкой настройке".

Риск-менеджмент российских коммерческих банков предполагает дальнейшее совершенствование и развитие в направлении минимизации негативного влияния санкций на финансовые результаты деятельности каждого банка и банковского сектора в целом.

Заведующая кафедрой международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО, профессор Ирина Потапова в своем выступлении обратила внимание на то, что эскалация санкций угрожает финансовой стабильности России и предопределяет нарастание системных рисков в рамках финансового рынка.

Фундаментальные риски российского финансового сектора непосредственно связаны с преобладанием в его структуре банков, активы которых в значительной степени находятся под давлением экономических санкций, ограничивающих выполнение банками своих функций особенно в международной сфере. Учитывая преимущественную многопрофильность банковских активов в России, их повышенную уязвимость от внешних шоков и высокую зависимость от нерыночных источников фондирования, становится очевидной необходимость поиска источников ресурсов в региональной экономике стран Евразийского экономического союза, разработки системы расчетов на основе национальных валют, введение единой платежной системы, создание институтов международного гарантирования инвестиций.

Рассматривая западные экономические санкции как катализатор нарушения устойчивости российской финансовой и банковской системы необходимо разработать концепцию валютной политики России с учетом уроков спекулятивного давления на российскую валюту. Шире использовать международный опыт противодействия экономическим финансовым санкциям в интересах укрепления российского финансового рынка и банковского сектора.

Работа конференции завершилась дискуссией по обсуждаемым темам, с последующим намерением продолжить диалог. 

Видеоматериалы

Аудиоматериалы

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс цитирования

Copyright ©1996-2017 Институт стран СНГ.